Публикации

О вкусах спорят

9 декабря 1989 г.

- Вот какая мысль появилась…
- ... к сожалению, как, наверное, ни будет обидно слышать это людям, которые работают на радио, на ТВ, за долгие годы; средства массовой информации у нас, ну, своего рода стали вызывать оскомину у радиослушателей, понимаете? И зачастую то, что нам преподносится из радиоточки... первая реакция, как правило, негативная: Ну вот, опять, достали нас классикой, еще с песнями! Это же бред, когда песня о Родине, даже талантливая, песня о Родине вызывает у людей желание выключить моментально радиоточку, понимаете? Поэтому нужна кропотливая работа радио и телевидения для получения, на мой взгляд, авторитета у радиослушателей. Когда у радио и телевидения будет эта авторитетная позиция, которая постепенной любовью не... знаете, как детей воспитывают, очень медленно, а не одним, скачком. Я думаю, что тогда дела пойдут значительно легче. Тогда приведут нас и к Борейко, и приведут нас к Спивакову, приведут к Рихтеру, и к симфонической музыке. Ну, я так думаю.

- Ну, ты считаешь, что положение безнадежно?
- Да нет, положение безнадежным не бывает.

- Ну, хорошо. Ну, вот все, что ты говоришь, это, наверное, правильно, но все-таки согласись, что здесь больше слов. Вот что делать конкретно? Вот что конкретно делать? Как расположить вот эти музыкальные программы, чтобы они пришлись по вкусу всем? Представляешь, какая огромная аудитория?
- Невозможно быть хорошеньким для всех.

- Что выбрать?
- Я думаю, что постольку поскольку все-таки есть не одна "программа, нужно, чтобы каждый человек знал, где что ему искать.

- Значит, все-таки, вот у тебя конкретное предложение сделать несколько программ…
- Да.

-... и чтобы каждая программа была посвящено определенному жанру?
- Да, и постепенное приручение. Вот я могу сказать, например, те самые "Битлз", они же молодежь привели к симфонизму, начиная от рок-н-ролла "Twist and Shout" и, кончая "Eleanor Rigby", в которых они использовали симфонический оркестр, их не зря сравнивали с Шубертом… Маккартни, понимаете? Постепенность нужна. Вот мой основной постулат.

-...Вернемся к нашей встрече. Кто продолжит разговор?
- Я последнюю фразу, мне просто на концерт надо. Я... а мне что-то… Концерт впереди! Вот, посмотрите, практически, вот фильмы про Никколо Паганини, про Верди, про Моцарта, биографические, их все просмотрели за счет того, что они были сделаны увлекательно. Понимаете, Спивакова приятно смотреть, он собирает аншлаги. Я думаю, что если сейчас какому-нибудь кооперативу Спиваков предложит свои услуги, его бы оторвали - с руками и ногами. Здесь разговор заключается в том, что, чем у нас симфоническая музыка... почему зачастую не популярна, она, в значительной степени выхолостилась, как выхолостился на сегодняшний день мой любимый рок. Однажды я смотрел программу "Музыкальный киоск", и был фрагмент из "Пиковой дамы". Все, что, в газетах ругательно применялось к поп- и рок-музыке, а именно - отсутствие текста, бессмысленные глаза исполнителей, которые не понимают, о чем поют, можно было с успехом отнести к тем самым людям, которые поют. Рок-музыка, которую мы считаем прогрессивной, на сегодняшний день, пародийна, когда люди считают, что рок - это широко расставленные ноги, либо нога на подзвучке, на подзвучечной колонке - это все чепуха. Прежде всего, рок - это идеология, философия, это мозги, а звук, синтезаторы - это средства выражения. У нас всегда путают следствия с причиной.

Диана Берлин