Свой парень Вячеслав Малежик
Подумать только! Когда бы не региональный тур "Юрмалы-90", я так и считала бы Вячеслава Малежика эдаким приторным, красивеньким певцом дурашливых "Лилипутиков".
"Здрасьте - Вячеслав - "Ленсмена" - молодежка - мне бы интервью", - это я, бойкая девица, профессия - репортер, - тараторю и целюсь в него микрофоном. Он поднимает от рояля лицо и самым чудесным образом улыбается… Ну как вам пересказать магию этой улыбки?
- Конечно, очень приятно. Вот только концерт отработаем, хорошо?
"Очень приятно!" День он провел в дороге, из машины - сразу на сцену, настройка идет плохо, звука нет - в таких условиях кто-то другой не подпустил бы на пушечный выстрел, ("Слава, а какой у вас характер?" - "По-моему, я очень терпимый человек и достаточно добрый"). И отработав - прекрасно, с овациями и "бисами" - концерт, он сразу попадает в плен моего диктофона, и вот уже почти час отвечает на бесчисленные вопросы, а за его спиной ходит ходуном, делает "страшные глаза" и грозит кулаком администратор, который давно должен бы отвезти его отдыхать...
- Пару слов скажете о своих музыкантах, о группе "Саквояж"?
- Музыкантов вообще-то четверо. Практически все пишущие люди. Клавишник Дмитрий Галицкий работал в ансамбле "Синяя птица". Виктор Шаповалов играл цыганщину в группе "Джанг". Я очень рад, что в последнее время он начал резко расти, начал сам писать и петь. Барабанщик Александр Крюков известен по группе Стаса Камина. А Сергей Дюжиков находится сейчас в Соединенный Штатах, уехал к своему приятелю. Надеюсь, он вернется, но трудно сейчас что-то загадывать.
- А с каким ансамблем вы хотели бы поработать?
- С ансамблем "Битлз" - в качестве человека, который сидит где-нибудь за кулисами и тихонько подглядывает за репетициями.
- Сколько у вас записано пластинок?
- Две, скоро будет третья. Она называется "Улочки-переулочки".
- У вас много песен с образными названиями: "Оборотень", "Аквариум", "Верблюд". Можете охарактеризовать образно ситуацию в музыке сейчас или скажем лет десять назад, в самый застой?
- Образно, я, пожалуй, могу сказать не о музыке, а о политике. У меня создается ощущение, что наша страна тонет, тонет административно-командный аппарат. У меня создается ощущение, что, как во время спасания на воде, надо дать по голове административно-командному аппарату. Это если говорить о политике в образах. А про музыку... Было болото, в которое упал камень. Он поднял очень много мути. Я думаю, надо выждать, пока вода отстоится. А если спешить с этим процессом, если воду непрерывно бултыхать, то ничего не изменится - вода все время будет мутной. Вот такой образный ряд. Время - хороший фильтр, хорошее лекарство, жаль только что наша жизнь, может быть, слишком коротка.
- Можно ли противопоставлять музыкантов-профессионалов (например, Александра Градского, Сергея Минаева) и людей-самоучек без образования, без диплома, скажем, многих рокеров или "Ласковый май"? Как вы считаете, за кем будущее музыки - за профессионалами или?. .
- Во-первых, мое мнение такое, что в музыке в основном, наверное, что-то сказано. Те люди, которых вы назвали, наверное, ничего нового не скажут - в музыке. Другое дело, что происходят какие-то, скорее социальные, феномены, хотя бы "Ласковый май". Брать слово рок я вообще не хочу, потому что народ у нас настолько запугали, что и вы, корреспондент, не сможете, я думаю, мне дать определение слова "рок".
Появление же "Ласкового мая", наверное, нужно было, прежде всего, тысячам этих мальчиков и девочек, которых кормили песенками про "Голубой вагон", а у них, в общем-то, акселерация. Они уже где-то там целовались в подъездах, у них любовные переживания, а их пытались кормить Шаинским и Крылатовым. Когда "Ласковый май" запел о любви свои непритязательные песни, он поимел успех, может быть, для них самих неожиданный. Это получилось спонтанно - песни были сделаны на уровне этих мальчиков и девочек, а потом они сразу стали своими. Если бы, например, я спел эти песни, это было бы вранье. Так что "Ласковый май" зря ругают за то, что они плохо поют. Наверно, надо ругать нашу систему образования, вообще наше общество, воспитавшее детей, которым нравится уровень только такой музыки, только такой поэзии.
- Слава, а если бы вы были, например, человеком, вербующим новых музыкантов, чем бы вы привлекали их?
- Как это чем? Песнями Малежика, конечно!
- А наоборот, если отпугивать людей от музыки?
- Песнями Малежика. Но если серьезно, наверное, сейчас нужно действовать как-то по-умному. Сейчас для молодежи полностью отсутствует пласт классической, серьезной музыки. Это дискуссионный вопрос - можно говорить о плохой системе воспитании, можно ругать симфонические оркестры за плохое исполнение. Но молодежь привыкла жить в ритме 120 ударов в минуту - это факт. Значит, нужно начинать со шлягеров, а уж потом, с классным качеством поп-музыки, потихоньку тянуть людей за уши из этого болота.
С ним легко и интересно - за словом в карман не лезет. Излучает обаяние. Конечно, профессионал "от и до" - знает, зачем выходит к микрофону, не теряя при этом важный нюанс - искренности и человечности. Понимаете, он несет со сцены добро. Вячеслав Малежик объединяет взрослых респектабельных дядей и девчонок, привыкших к дискотекам. Потому что он... свой, понимаете? Не кумир, вознесенный над толпой, а душа компании, если считать компанией зрительный зал. Из подсознания выплывает странное, на первый взгляд, сравнение: Лель, но не златокудрый ясноглазый отрок, а Лель в зрелости, поседевший, разгульный, песенный заводила ("Пьяный Лель" - ехидно проезжается Малежик по моей неоперившейся гипотезе).
- Все-таки, Слава, откуда может взяться такая ассоциация? Русские корни вашей музыки?
- Естественно, они есть, даже если бы я усиленно от этого отбивался, говорил, что моя музыка заимствована у Запада. Это было бы, наверно, глупо. Я русский, я жил здесь, это подсознательно входит в плоть и в кровь, с генами. Вы никогда не замечали, если бывали в Средней Азии, насколько диссонансом звучит в чайхане какой-нибудь рок-н-ролл и как органичен мугам? К тому же судьба нашей страны, к сожалению, сложилась так, что "русский", "русское" - чуть ли не ругательства. Стоит запеть что-нибудь в русской интонацией - говорят: "совок", "совдеп", "продался большевикам". Это ужасно досадно. В конце концов, русская земля была не менее, чем американская богата талантливыми композиторами. У русской музыкальной культуры - тысячелетняя история, а американской музыке только двести с небольшим лет.
- А сколько у вас всего песен?
- Думаю, от трехсот до четырехсот. Я иногда с удивлением обнаруживаю в бумажках давно забытые песни. Музыку я обычно не записываю: если она не запоминается, значит, и не надо.
- А что такое "дистрофики"?
- Я в свое время написал такой цикл песен на стихи Феликса Кривина, Сергея Таска, Владимира Друга, Лиона Измайлова. Маленькие зарисовочки, басенки без морали. Я половину проговаривал, половину пропевал - новый жанр, по-моему.
- Прочитайте, пожалуйста, что-нибудь.
- Неразумная пчела жалит не со зла,
Яд последний отдает, защищая мед.
Гибнет пчелка ни за грош, так устроен свет,
Что без меда проживешь, а без яда - нет.
- А почему вы их сейчас не исполняете?
- Я выпускаю очень много песен, даже не успеваю все их "раскручивать". В сегодняшнем концерте было очень много новых песен. А "дистрофики" для меня - пройденный этап. Они остаются в памяти поклонников. Или, скажем, когда-нибудь вы будете верстать мою биографию и вспомните: вот Малежик открыл новый жанр, называется "дистрофики", то есть две строфы, название заимствовано у Феликса Кривина.
Биографию? Поехали. Родился 17 февраля 1947 года, по первому диплому инженер-железнодорожник, точнее, электронщик. По второму диплому - гитарист. Прошел горнило ВИА - солист ансамблей "Пламя", "Веселые ребята", "Голубые гитары". Слава богу, обошлось без ресторанов. Ведущий программы "Шире круг".
- Ваша семья?
- Жена, сын.
- Преобладающее настроение?
- Меланхоличное.
- Что делаете, когда на душе совсем плохо?
- Плачусь самому себе.
- Женщина вашей мечты?
- Ну... наверное, женщина, которую можно спрятать за свою спину. Захочет - может высунуться. Не захочет - может не высовываться. Женщина, которую можно спрятать, понимаете?. .
...А "Лилипутик"... Что ж, беспечная шутка. Не все же время страдать...
С. Кукина, Ленинская смена