Публикации

Вас приглашает Вячеслав Малежик

14 февраля 1990 г.

- Слава, после нашей последней встречи прошло два года. Конечно, это сравнительно небольшой срок, но все-таки, что-то, наверное, изменилось и в тебе, и в твоих песнях за это время?
- Ну, во-первых, изменилось что? Изменилось время наше. Если прошлая передача была, скажем так, в начале перестройки и еще действовала энергия времен застоя, и телевидение, и я были не до конца смелы, что ли, так, я не знаю, до конца откровенны, и какие-то песни не пропустило телевидение, какие-то песни и высказывания попридержал и я, то на сегодняшний день, в общем-то, любая наша смелость уже не будет казаться каким-то откровением для телезрителей. Но, кроме этого, я должен заметить, что если во время той передачи, когда, в общем-то, я был для большинства людей таким айсбергом, верхушку которого - "Мозаику", "Лилипутика", ну, я не знаю, там, "Дорогу", еще две-три песни, знали, остальное все было под водой - оценивали того Малежика с нулевого уровня, то теперь меня уже оценивают от уровня "Мозаики". Я должен что-то изобретать все время, выдумывать, как говорил Станиславский или Немирович-Данченко, я точно не помню кто, ну, короче, я каждый раз должен чем-то удивлять, стараться, во всяком случае, удивить, Не знаю, насколько это у меня получается, для того, чтобы удержаться на поверхности, и для того чтобы быть интересным зрителю.

- Давай поговорим немного о поэзии в твоих песнях, вот, для меня, например, это, прежде всего, конечно, лирика, но соединенная с иронией. Ну, вот меня всегда поражало то, что в стихах твоих, песнях, ты как-то очень точно подмечаешь какие-то приметы наших дней и делаешь очень точные обобщения. А как ты находишь вот те темы, о которых ты говоришь в своих песнях?
- Ну, во-первых, эти темы приносят мои соавторы, если я пишу песни на стихи... на чьи-то стихи, и если меня это затрагивает каким-то образом, то я для этих стихов являюсь редактором, а, во-вторых, знаешь, какие-то иногда жизненные наблюдения, вдруг какая-то фраза, которую я услышал на улице, либо отъезд одного из моих друзей в Соединенные штаты и приезд, возвращение назад, оно послужило, скажем, темой для цикла песен, которые, я думаю, станут в последствии пластинкой цикла "Перелетные птицы".

- Вот ты говорил раньше, что твои песни больше обращены к душе. А теперь у меня есть такое ощущение, что ты стал больше обращаться к разуму.
- Нет, я не знаю, почему у тебя такое создалось впечатление, если... На основе концерта, который ты услышала, и вот, первого блока этого концерта, то в принципе эти же песни, они существовали во время той передачи. Но мы с тобой сами сказали телезрителям, что кое-что мы попридержали, но, если, скажем техническим языком - я закончил все-таки МИИТ, то у меня есть, наверное, вектор в песнях, который направлен, скажем, к разуму. Но если взять результирующий вектор, геометрическую сумму, то, как раз к душе перетягивает.

- В последнее время нередко приходится слышать, от авторов причем, о том, что чем проще текст песни, чем он банальнее, тем быстрее он доходит до зрителя. Твои песни, в общем, не отличаются простотой текста и музыки, вероятно, им трудно найти дорогу? Вообще, вот как ты считаешь, какой точки зрения ты придерживаешься?
- Ну, Тань, здесь, наверное, нужно сказать, что любое явление это имеет две стороны, то есть положительную и отрицательную. Если это просто и талантливо - то это замечательно, и можно позавидовать таким композиторам и авторам текста, которые умеют создать такую песню. Если люди стремятся создать банальную песню для того, чтобы завоевать популярность, то, наверное, это плохо. Ну, потом... Я могу тебе сказать, к сожалению, вот, скажем, развитие нашей популярной музыки, я не буду трогать рок-музыку, оно мне напоминает, знаешь, игру в футбол, вот, в деревне, не знаю, видела ты когда-нибудь, как играют, там, положим, один мяч, вот, футбольное поле, двадцать два человека, и они, значит, все кубарем за мячом бегают, причем большая честь территории - она совершенно пустая. И мне, например, досадно, что, вот, весь спектр у нас совершенно не занят, а какая-то часть, скажем, песен а-ля Вилли Токарев, или, там, я не знаю, а ля "Ласковый май" - вот здесь такое мощное насыщение, такие жирные штрихи, а все остальное пусто. Если где-то вот в этом спектре есть линия песен Вячеслава Малежика, то это было бы замечательно.

- Слав.
- А?

- Вот ты сейчас выступаешь с группой "Саквояж", а ведь два года назад ты был противником выступлений с группой.
- Ну, два года назад мы с тобой вообще не думали о том, что будут вот эти концерты, и что ты задашь этот вопрос. Во-вторых, ну как тебе сказать, я тогда действительно... Я не врал, что мне очень нравится одному работать, а... Ну, прошло время, и я вдруг начал скучать по бас-гитаре, которая сзади бы меня подхлестывала, по барабанам, которые меня бы тонизировали, понимаешь, и опять же, говоря о том, что я должен был каждый раз удивлять чем-то, я вдруг в определенный момент начал чувствовать, что я начинаю топтаться на месте и толочь воду в ступе, что ли... Я год назад встретился с группой, которая называлась тогда "Радио", они согласились на то, чтобы поменять название на "Саквояж", у нас образовалась, в общем-то, программа, которая называется "Музыкальный саквояж", вот. Это мои старые друзья, которые, скажем, прошли огонь и воду, умеют играть практически любую музыку, с которыми я чувствую себя комфортно, и они чувствуют себя комфортно, и вот, как я уже сказал, в общем-то, мы друг друга питаем какими-то свежими идеями, которые у нас возникают, и пока у нас желания разойтись, хотя бог их знает, как будет дальше, может, вдруг опять потянет одному работать, либо ребята настолько крепко встанут на ноги, что не захотят со мной работать. Так что сейчас все здорово.

- А вот не кажется ли тебе, что сейчас настолько падает интерес к эстраде, к исполнителям, вот, ты этого на себе не ощущаешь? Не является ли твое желание работать с группой тем, что ты как-то ощутил потерю интереса...
- Да нет...

- Во всяком случае, об этом много пишут, говорят...
- Дело в том, что здесь нужно откорректировать, пожалуй, твой вопрос. Я не думаю, что к эстраде упал интерес, я почти уверен, что эстрадные программы, которые звучат по телевидению, они вызывают интерес, я думаю, что у экрана телевизора сейчас собралась довольно обширная аудитория. Другое дело, что упал интерес к концертной деятельности. Я бы, пожалуй, объяснил это следующими факторами. Во-первых, то, что в связи с перестройкой в нашем деле возникли не только положительные явления, когда, там, у нас появилась возможность хорошо зарабатывать, она возникла только тогда, когда концерты работаются на больших стадионах. А большой стадион или Дворец Спорта это... в общем-то, это площадка, прежде всего, для игры в футбол или в хоккей, но не как не для концерта. Во-вторых, просто тотальное использование артистами фонограмм привело к тому, что просто само понятие "Артист", оно сильно дискредитировалось. Это второй аргумент. При повышенных ценах на билеты, которые сейчас всячески, поначалу особенно, всячески приветствовались, люди встали перед проблемой: пойти им на рынок купить кусок мяса, либо пойти им купить билет на Серова, там, Малежика, я не знаю, Кузьмина... И часто Малежик, Кузьмин и Серов на чаше весов оказываются перевешанными вот этим куском мяса для своих детей. И поэтому эти вот аргументы складывают, наверное, ту самую "Мозаику", из-за которой вот сейчас зачастую концертные залы начинают пустовать. Ну, я надеюсь, что если мы будем честно работать, я имею в виду артистов, то мы восстановим свой престиж.

Татьяна Веденеева