Публикации

Музыка нас спасла

1 декабря 1990 г.

С Вячеславом Малежиком я встретился в Москве. Мне повезло: застать его сложно.
- Летом и осенью у вас было много гастролей?
- Очень много. Сочи, Ташкент... и еще множество зарубежных поездок. Был в США, ФРГ, Финляндии...
- Самое значительное событие, происшедшее в этом году?
- У меня родился сын…
- Как вы назвали его?
- Иван...
- Поздравляю, теперь вы отец двух сыновей...
Так начался долгий разговор в московской квартире Вячеслава Малежика за чашкой искусно заваренного хозяином чая. Мы вспомнили о показанной столичным телевидением встрече рок-музыкантов первой волны, говорили о 60-х, когда после недолгой оттепели московские мальчики, во всяком случае некоторые из них, от мира, реального стали уходить в мир популярной музыки.
- Знаете, если честно, я не чувствовал застоя. Может быть потому что он только набирал силу, может, потому, что спасала музыка, да и какой застой, если мы, самодеятельные музыканты, постоянно так или иначе сопротивлялась официально принятому направлению. В ректоратах нас не любили за длинные волосы и электрогитары, но не подумаете, что мы занимались самовыражением и были способны осознать свое время. Мы были прилежными учениками, играли в основном англо-американские шлягеры, пели про любовь. Нас привлекала музыка современного запада, "чуждая советской действительности".
- А исполняли ее именно вы, студенты-технари?
- Да, нам это увлечение не грозило большими неприятностями, как ребятам из консерватории или Гнесинского. Ведь официальное отношение к поп-музыке было бескомпромиссно негативное. Для технарей музыка была хобби, и к учебному плану отношения не имела. Еще одно преимущество - наши познания в технике. Усилители мы мастерили сами, бог знает из чего. Ведь о настоящей аппаратуре можно было только мечтать.
- И все же в какой-то момент хобби превратилось в профессию...
- Однажды пришлось выбирать, или же становиться инженерами, архитекторами, или же идти и зарабатывать себе на жизнь музыкой. И тут увлечение перевесило институтский диплом, но, в общем, самодеятельность и некоторый опыт работы на сцене позволяли перейти в музыканты-профессионалы. Многие так и сделали, и я, в их числе был. Только Александр Градский чисто по идейным соображениям в ВИА не пошел. Надо ему отдать должное.
- Теперь можно поговорить о конформизме и творческих компромиссах, на которые согласились музыканты из профессиональных ВИА.
- Порой они все-таки сопровождались порывами к совестливости, сейчас проще судить прошлое, но надо все же представлять именно ту атмосферу, то общество. Мы плыли на корабле и верили, что наш корабль - самый лучший в мире, нам это внушили. Правда, тех кто задумывался, и тогда посещали сомнения. Но быть пассажиром - совсем не то, что смотреть на корабль со стороны, из другого времени.
- Удивительно, но и сегодня кое-кто считает, что тот корабль все-таки лучший, а некоторая неправда только на благо обществу.
- В "Огоньке" популярный певец, лауреат и народный артист не так давно с упоением рассказывал о героизме молодых строителей БАМа, которые в качестве свадебного подарка получили возможность помыться в бане. Популярный артист считает, что ничего в этом страшного нет, что такая романтика на пользу. И, вообще, он хочет, чтобы было в стране больше порядка, а отпущенная народу свобода добра не даст. Как вы относитесь к такой позиции?
- Я на стороне тех, кому в жизни не везет. Я стараюсь понять их, а не вещать свысока, что им во благо, что во вред. Я сочувствую несчастным и невезучим.
- Ваш путь к сегодняшней популярности был длинным. Долгое время вы были в тени, на вторых ролях, хотя играли в таких популярных ансамблях, как "Пламя", "Самоцветы". Тяжело, наверное, в искусстве быть вторым?
- Конечно, успех, популярность окрыляют. Стремление быть первым необходимо. Оно побуждает к совершенствованию. Что сказать о теперешней моей известности? Она связана не только с ветром перемен. Понадобились новые имена, и редакторы сделали ставку на меня. Без редакторов сам к всесоюзному эфиру я бы не прорвался, эти люди рисковали. Разве можно в эстраде вычислить успех? Я благодарен Ольге Молчановой за то, что предложила мне вести передачу на ЦТ "Шире Круг", и сразу же включила в нее четыре моих песни. Я снимаю шляпу перед Борисом Пургалиным, который убедил своих коллег включить меня в "Утреннюю почту". Преклоняюсь перед настойчивостью Беллы Берлянд, уговорившей меня прийти в "Мелодию". Я искренне отказывался, так как не верил в затею с пластинкой...
- Чем вы заняты сейчас?
- Снимаюсь в программе "Шире Круг". Готовлюсь к концерту "Песня-90". Пока не знаю, какой песней там буду представлен. В этом году на слуху были такие мои песни, как "Гадание", "Ответ Вилли Токареву", "Зимний сезон в Ялте", "Улочки-переулочки...". Совсем недавно вышла моя большая пластинка "Улочки-переулочки...". В начале следующего года выйдет, диск "Стоп-кадр"... А главное - я пишу песни...

А. Иванушкин /ТАСС/, "Ежемесячный бюллетень почтовой информации"