Талант - это талант (об Алее Пугачевой)
Интервью с композитором Вячеславом Малежиком о певице Алле Пугачевой в связи с ее предстоящими гастролями в Воронеже.
- Как вы познакомились с А.П.? В "Веселых ребятах" или раньше?
- Первый раз я ее увидел в программе - она называлась "С добрым утром", нет не "С добрым утром", а "С днем рождения". Какую-то песню про робота пела тогда. Я обратил внимание на молодую певицу. В принципе мы - ровесники, даже я старше ее. А потом... потом я работал в "Веселых ребятах" и к тому времени был уже, скажем, человеком пишущим, это был 74-й год, у меня были какие-то подпольные популярные песни, поэтому у меня было желание стать композитором и раскрутиться, и в концерте, в большом концерте, проходившем во Дворце Спорта в Барнауле, первым номером была Алла Пугачева, в которую все "Веселые ребята" влюбились. Очень нравилось как она пела.
Потом, спустя время, я приезжал к Пугачевой на квартиру, и тогда она показала мне свои песни, которые хотела спеть. В том числе, кстати, и "Приезжай хоть на часок...", которая, честно говоря, не произвела на меня никакого впечатления ни тогда, ни впоследствии...
- Это было еще в 1974 году?
- Да, и показала "Посидим, поокаем", она ее только собиралась спеть. Но, несмотря на то, что она хотела спеть и мои песни, почему-то до них у нее руки не дошли.
- Как, и до многих...
- Ну, одно дело, когда она стала суперпопулярной, а тогда у нее вообще-то был дефицит песен, а у меня, так, честно говоря, не самые худшие песни, которые были. И в принципе, я не знаю, прославилась бы она с ними или не прославилась бы... Во всяком случае она интерес питала ко мне. Потом она пришла в "Веселые ребята". Были гастроли, и Пугачева ездила просто как вставной номер в программу. А надо сказать, что к тому моменту, уже накапливалась какая-то психологическая усталость, назревал какой-то внутренний конфликт. Как всегда, начинал раздражать худ. рук., хотелось куда-то броситься в самостоятельное плавание. У нас назрел острый конфликт, когда практически целый состав собрался из "Веселых ребят" уходить, и Пугачева очень переживала по поводу того, что вот она пришла в коллектив, что там раздоры, и у нее будет не очень хорошая репутация в Москонцерте... в общем, у нас был какой-то соскок массовый. Все ушли, начался репетиционный период. Да, я должен сказать о ее доброжелательности. Она причесывала, стригла ребят...
- А как получилось, что она поехала в "Золотой Орфей"?
- Забавная ситуация вышла, должен был поехать некий Георгий Минасян, он был утвержден, но вдруг чем-то себя скомпрометировал, его кандидатура как вы понимаете, сразу слетела, начали срочно искать человека, который смог бы заменить его, и тут вспомнили, что есть такая певица Пугачева, которая выиграла Всероссийский конкурс. Начали думать, потому что по условию конкурса она должна была спеть одну болгарскую песню - срочно стали ее искать. Общими усилиями "Веселых ребят" нашли "Арлекино". Тут же Боря Баркас написал текст.
Пугачева поехала, выиграла Гран-при, а когда вернулась оттуда... да, должен сказать, что по успеху в концерте у нас номером один, как бы это ни смешно будет вам сейчас услышать, барабанщик Багрычев. Потом шел Саша Барыкин, а потом шли сразу несколько человек: Алла, я, Алешин, такая вот компания, когда она вернулась домой, в первое время никаких перемен не чувствовалось…
- Потому, что запись "Арлекино" не сразу передали в Союзе?
- Да, нет, во-первых, не было никаких записей. Когда она выиграла, и захотели прокрутить запись в какой-то передаче, выяснилось, что ее нет, и Алла стала стремительно делать записи: вошла в фильм "Ирония судьбы". Потом с Зацепиным начала так мощно записываться - я считаю, что лучшие свои песни она спела как раз в тот период.
- С Зацепиным?
- Да, с Зацепиным. Пожалуй у нее это лучшие песни, которые она для своего первого фильма записала...
Я - ушел из "Веселых ребят", и в общем-то на долгое время потерял ее из виду. И вот, где-то в 1978 году, мы с ней встретились на ТВ и вдруг я почувствовал, что перед Аллой, с которой говорил исключительно на "ты" и никаких слов "Борисовна" вообще никогда не добавлял, просто оробел, что, в общем-то, довольно редко со мной бывает.
А мы, перед уходом из "Веселых ребят", репетировали одну пеню дуэтом - "Свет мой ясный". Она до сих пор время от времени вспоминает эту песню - у нее достаточно хорошая память и говорит, что все-таки когда-нибудь ее споет. Может быть, у нее же бывают сложности с репертуаром. "Я тебя поцеловала" - это же школьная еще песня, а спела недавно...
- Понятно. Она нашла ход, который "слизнула", как я понимаю, у Тины Тернер.
- Да, может быть, это совпало, но я, в общем-то, для себя в свое время обозначил, что Пугачева - это такая "черная дыра", то есть это человек, который в себя впитывает какие-то энергетические ресурсы людей, которые с ней работают и идеи.
Потом мы еще раз встретились. Она пригласили, меня к себе домой. Сказала, что ей нужна песня на смену "Все могут короли", я предложил ей свое сочинение. Терпел, наверное года полтора ждал пока она споет. Но не пела. В конце концов, я не то, чтобы рассердился, а подумал: "сколько можно быть собакой на сене?". Взял и спел сам, и теперь, слава богу, что она не спела, потому, что эта песня послужила, так скажем, мощным толчком для моего становления.
- А как вы считаете, почему она рассталась с "Веселыми Ребятами"?
- Я уже ушел в тот момент; но думаю, что ей захотелось уже своего, она переросла... просто рамки ВИА были ей тесны.
- А что вам нравится и не нравится в ее творчестве сейчас?
- Мне она практически все время нравится. Во-первых, тем, что она не стоит на месте, она, как акула, все время движется. Правда, мне кажется, что сейчас она находится в каком-то застое. Ее нынешнее состояние напоминает состояние "Битлсов", когда они в 68 г. записали двойной альбом, решив вернуться к истокам, то есть, на мой взгляд, ее песни типа "Коралловых бус", "Трех счастливых дней" - это в общем-то возвращение, к своим истокам, к таким "зацепинским" интонациям.
- А как вы относитесь к ней, как композитор к композитору?
- Неоднозначно, дело в том, что я Пугачеву не могу рассматривать просто как композитора, это в комплексе. Это как нельзя о Джоне Ленноне говорить, что он певец. Это - личность. И Пугачева - тоже. Нельзя назвать ее только певицей. По каким-то позициям она может и проигрывать, наверное, если сравнивать, но она же еще и актриса большая. Я считаю, что песня делается на 80% исполнителем, и вот Пугачева своей верой, своим исполнением, режиссерскими находками может практически спасти любую песню. А как композитор... Я считаю, что у нее очень много удачных песен, мне больше всего нравится, пожалуй, "Звездное лето".
- Вы хотели бы поработать у нее в Театре?
- А зачем? Зачем мне иметь начальника? Даже Пугачеву. Другое дело, я знаю, насколько удобно и престижно и, с точки зрения выучки, полезно поработать с Пугачевой, молодым. Та самоотдача, с которой она работает на концерте, заражает... Рядом с ней плохо работать нельзя.
- А как складываются ваши человеческие взаимоотношения?
- Замечательно!