Публикации

Интервью на Радио "Возрождение"

20 мая 1992 г.

М. Некрасова: Прежде, чем прозвучит первая песня, которую мы зарядили на студийный магнитофон. Я бы хотела спросить вот о чем.… Да, мы как на “ты” или на “вы” будем работать?

В. Малежик: Прошлый раз мы были на “ты”.

М. Некрасова: Вот, наверное у каждой звезды, когда она только становится звездой существуют какие то доказательства свой популярности, вот для тебя, что это было?

В. Малежик: Ну, если говорить о моей популярности, то я о ней вообще-то не очень хорошо был осведомлен, потому что я работал в ансамбле “Пламя” и мои кассеты распространялись… вот, как сейчас записывают Мальчишники и разные другие молодые группы.… Вот в этой сфере были распространены мои кассеты, альбомы, которые назывались ‘Саквояж” и “Ностальгия”, где был “Черный рынок”, “Лилипутик”…. И люди, которые слушали меня на кассетах, они приходили на концерты ансамбля ‘Пламя”, и поэтому я совершенно не представлял своей популярности. И когда я окончательно расторг свои брачные узы с ансамблем Пламя, и поехал первый раз на гастроли это был город Уфа, и собрал один из Дворцов спорта, то был страшно удивлен, что меня так хорошо знают. И трехминутная овация, которой меня встретили, я еще ни чего не пел. Я ужасно боялся, как это вот так с гитарой я сейчас смогу работать в дворце спорта, и эта трехминутная овация была, как, не знаю, как допинг что ли. И поэтому бы я хотел отвесить низкий поклон в адрес жителей Уфы, которые в свое время сильно меня поддержали, и, скажем, сделали большое становление популярного в последствии артиста Вячеслава Малежика.

М. Некрасова: Слав, а не тяготит тебя популярность? Знаешь сейчас вот в баре, я открою секрет, перед тем, как начать передачу мы встретились в баре, правда мы пили там только кофе. Так вот, когда ты выходил из бара, навстречу шли нам две девушки, и уж на что наш телецентр не удивишь звездами, сказали: Вон Малежик пошел. Я представляю, а вот на улицах города, а в магазинах? Один довольно таки популярный артист, певец тоже эстрадный, сказал мне: Знаешь, стоял недавно в очереди за колбасой, стоял долго, и когда подошла моя очередь, продавщица начала отвешивать мне колбасу, и вдруг поднимает глаза: Да это же вы! Что же вы стояли? Ну, он говорит, взял положенные мне полкило колбасы и скромно удалился.

В. Малежик: Ну, я могу рассказать, что у меня были достаточно смешнее случаи. Однажды я жил в Москве без жены, и решил пообедать где-нибудь в городе. Мне нравится ресторан “Узбекистан”, это было еще в те времена, когда цены не было таких безумных цен, решил поехать туда. Но в силу того, что цены были не безумные, было очень много людей, которые только, что вернулись с центрального рынка…. А постольку, поскольку я не каких метрдотелей не знаю, я встал в очередь, потом подумал, что это будет часа 2, думаю, пойду-ка я в какую-нибудь кафешку, в какую-нибудь забегаловку. Пошел в кафе, там еще более длинная очередь, такая пирожковая у Никитских ворот. И вот, когда я уже выходил, мимо меня пролетели две девчонки, которые кричали: Побежали туда, там Малежик стоит. Ну, я еще только начал закипать, думаю, пойду-ка я в столовку. Зашел я в столовую, встал в очередь, на меня так поглядывают…, ну, может, люди ни чего плохого не имели в виду, может, даже думали: Ох, какой у нас демократичный певец Вячеслав Малежик! Но, у меня сработал, видимо комплекс неполноценности, и у меня появились такие мысли: Думают, наверное, вот жлоб, деньги лопатой гребет и ходит в столовку. Я повернулся и ушел, и купил в каком-то магазине самообслуживании пакет молока, булку какую-то, и где-то в подъезде я и распил это молоко в гордом одиночестве. А с другой стороны у меня всегда немножко ирония такая возникает, когда я слышу кокетливые ответы, что вот меня тяготит популярность, как меня достали. Это наша профессия. А, во-вторых, очень хорошо сказал мой тренер сборной команды по футболу артистов, и мой друг Женя Ловчев. он сказал, что все это ерунда, это же хорошо, что на тебя смотрят, вот, когда ты спиной чувствуешь взгляды на себе это значит, ты еще в профессии значит, ты еще нужен, ужас начинается когда ты эти взгляды перестаешь ощущать, тогда начинается полная трагедия для артиста.

М. Некрасова: Слав, а вот как твоя звезда вообще зажглась на песенном небосклоне? Вопрос, который задают обычно начинающим, но ты не обижайся, допустим, слушатели младшего поколения этого не знают….

В. Малежик: Дело, в том, что когда я учился в школе, меня преследовали два увлечения, я учился параллельно и в музыкальной и общеобразовательной школе. Я должен был по задумке моих родителей стать баянистом, потому, что мои родители считали, что баян по тем временам это верный кусок хлеба, на свадьбах я всегда бы мог срубить энную сумму денег для того, чтобы обеспечить себя и свою семью. Ну, а затем, так случилось, когда я закончил обучение в музыкальной школе, я так подумал и решил для себя, что я буду все-таки инженером, почему-то я всегда для себя программу минимум выставлял, что плохой инженер это менее опасная штука, чем плохой гармонист. Я поступил в технический вуз, отучился, и наверное на мое счастье, а уже к тому времени научился на гитаре, правда репертуар мой составляли песни такого туристкой-студенческой-блатной направленности, к своему счастью я влюбился в творчество “Битлз”, а еще раньше в рок-н-ролл. При чем мое увлечение рок-н-роллом оно достаточно курьезно началось, потому я много слышал записей, как тогда называлось на костях. Это на рентгеновских снимках, такие самодельные записи Элвиса Пресли, Рилда Ричарда, Джона Холидея, но потом, когда было становление нашего цветного телевидения. По цветному телевидению показывали такой сериал под названием Совершенно секретно, и во второй серии там был такой сюжет или коротенький фильм, в котором бичевали советских рокеров или стиляг, которые были увлечены рок-н-роллом, и вместо ненависти наши официальные органы, привили мне любовь к рок-н-роллу. А “Битлз” дали мне профессию, я считаю, что они научили меня петь, потом научили и сочинять. Вернее даже я начал сочинять, когда у меня совершенно не было ни какой потребности. Но я знал, что участники вокально-инструментального ансамбля, а “Битлз” именно так тогда и назывались, как правило, сочиняли музыку сами, и вот так я начал сочинять и постепенно это стало ремеслом. А потом иногда ко мне стало приходить вдохновение. И, наверное, этому вдохновению, я обязан тем, что несколько песен запомнили мои слушатели и теперь они приходят ко мне на концерт.

М. Некрасова: Слав, ну а что касается побудительных мотивов? А вот сам процесс: на сегодня, чтобы стать звездой, чтобы раскрутиться, нужны какие-то миллионы инвестиций, бешеные спонсоры, ведь ничего такого не было?

В. Малежик: Я думаю, что это такая пошлая, извиняюсь, позиция обязательно считать, что нужно миллион денег, чтобы выиграть Юрмалу. Просто нужно вот исходить, скажем, из предпосылок наших хоккеистов, которые ехали на чемпионат мира по хоккею, совсем недавно, они знали, что их будут засуживать судьи, надо просто на голову выше играть!

И у меня была такая позиция, когда я ходил и обивал пороги редакторов радиостанций и телевидения, что если я напишу действительно талантливую песню, а я уже был тогда профессиональным исполнителем, и деньги зарабатывал музицированием, то значит, моя песня кому-то понадобится. Потому, что, к примеру, редактору захочется сделать эту программу лучше, а если это будет средняя песня, то на нее все равно не обратят внимания, даже если я там дам, кому-нибудь взятку или пересплю с очаровательной редакторшей. Вот эта позиция помогла мне как-то выстрадать первые разы, а потом уже, когда я стал мэтром, я мог позволить себе написать песню, которая вообще ни куда не попадала, некоторые песни вообще даже не доносил до сведения своих слушателей.

М. Некрасова: Вот такая самокритика в свой адрес….

В. Малежик: Ну, почему, я заранее себе делал такой процент брака. Ну, наверное, это мое инженерное прошлое так во мне говорит, и составляет проект будущих моих каких-то работ.

М. Некрасова: Слав, ну соловья, как говорится, баснями не кормят, а слушатели, наверное, ждут не только моих вопросов, может не совсем удачных, и твоих ответов, а еще и песен...

В. Малежик: Честно говоря, я думал, что у нас начнется так: Сначала прозвучит песня, а потом уже появится Малежик. Ну, будем считать, что передача только начинается.

“Моцарт”

М. Некрасова: И так, прозвучала выходная ария Вячеслава Малежика, Будем считать, что беседа только началась. Вячеслав, спасибо, что пришли…

В. Малежик: Здравствуйте, здравствуйте, мне очень приятно, что вы в очередной раз пригласили меня сюда.

М. Некрасова: Ну, вот, стороны обменялись любезностями и можно продолжать…. “Моцарт” - это соотношение гения и злодея …. Ну будем считать, что если ни гений, то близко к этому на нашем музыкальном Олимпе.

В. Малежик: Я скромно согласился (смеется).

М. Некрасова: Да, покивал головой, молча, правда, но покивал. Случались ли на пути злодеи? Много приходилось преодолевать.

В. Малежик: Да, нет, честно говоря, не приходилось встречать, во всяком случае, в музыке.

М. Некрасова: То есть, яду в шампанское не подмешивали?

В. Малежик: Нет, яд не подмешивали. Встречалось, как-то чаще брали взаймы и не отдавали, брали на строительство и не строили. Вот, например, все сетуют на эпоху застоя, когда все запрещали. У меня, вот тоже есть песни, которые не попадали в эфир, редакторы их не пропускали. Ну, я относился к этому, достаточно лояльно, я считал, что значит, они этого не заслуживают. И самое смешное, то, что к числу запрещенных у меня относилась песня, написанная, в соавторстве с таким маститым композитором, как Михаил Танич, песня: “Жду приказа”.

М. Некрасова: А чем же она такая запрещенная?

В. Малежик: Ну, я не знаю…. Там припев такой: «А мне приказ: Коли! Руби! А я все жду по рации, приказ о демоби-моби, о демобилизации » И съемка этой передачи совпала с событиями в Тбилиси, и, не смотря на то, что мы уже вышли из периода застоя, и я в своих интервью декларировал о том, что не запрещаюсь, тем не менее, эту песню не пропустили. Потом еще песня “Мармеладная сказка”, которую я написал в свое время, для своего сына, она тоже не попала в эфир по карикатурной ситуации. Значит, по моему замыслу все там было построено из мармелада и тюрьма и дворец. И король, который там правил сшил себе ленту для заслуженных наград тоже из мармелада, у нас тогда был Леонид Ильич Брежнев…. И эту песню тоже моментально запретили. Еще у меня была песня, тоже с Михаилом Таничем, которая называлась ‘На Одере”, помните, мы бурно праздновали 40-летие нашей победы над Германией. И эту песню запретили из-за того, что якобы человек, который родился после войны, не имеет право написать песню о победе наших воинов, да еще в мажоре. И мой аргумент, что Лев Толстой родился на 16 лет позже, чем первая отечественная война и написал “Войну и Мир”, это как-то не подействовало.

М. Некрасова: Слав, вот ты спокойно относишься к запретам, а как Танич пережил?

В. Малежик: А Танич? Танич, тоже достаточно спокойно. Потому что он выпускает очень много песен, одной песней больше, одной меньше. И потом, может, помните, в “Литературной газете” была такая фраза: Что каждый начинающий писатель, мечтает стать запрещенным, Танича правда нельзя назвать начинающим, ну, во всяком случае, меня….

М. Некрасова: Да, лучше рекламы не придумаешь! Ну, что послушаем запрещенную песню?

В. Малежик: Конечно, а может, поинтригуем чуть-чуть радиослушателей и перед запрещенной песней, еще раз про любовь с Катей Семеновой споем?

М. Некрасова: Давай про любовь, ты прямо, как-то ставишь в затруднение.

В. Малежик: Ну, хорошо не буду. Запрещенная песня Вячеслава Малежика, которая называется “Жду приказа”, на стихи Михаила Танича.

Звучит песня

М. Некрасова: Ну, а теперь о любви и о Кате Семеновой, раз уж сам пожелал говорить, говори!

В. Малежик: ну, сильнее, чем Катю Семенову я никого, конечно, в жизни не любил, поэтому…

М. Некрасова: Ой, об этом столько все говорят! Кстати, вот, что значит мужчины! Ведь помнится Слав, ты был у нас на радио Возрождения месяца три назад, и на вопрос о том что там поговаривают о вас с Катей Семеновой ты сказал и так мне это понравилось так согрело душу! Ты сказал что пусть тайна какая-то пусть вот у меня останется что-то такое вот никому неизвестное вот так ты ответил! Теперь, честно говорит, сильнее ни кого не любил Месяца через три интересно, что ты еще ответишь?

В. Малежик: Как-то непристойно выводить в прямом эфире на чистую воду, Может, я никогда в жизни больше не решусь на такой шаг!

М. Некрасова: Ну, хорошо, пока Вячеслав Малежик оправляется от шока, который он получил, слушаем, а что за песня то будет?

В. Малежик: Песня называется “Все останется с тобой”.

Звучит песня

М. Некрасова: Вот мне бы хотелось с тобой поговорить вот о чем: Не так давно появилась газета ‘Частная жизнь” она довольно таки популярна, стала, хотя ее иногда и ругают. У них там есть такая рубрика “Как на духу”, в которой они пытаются рисовать портреты людей вообще-то очень известных, но в неожиданных ракурсах, вот рассказывают о каком-нибудь знаменитом актере выясняют, что он любит есть, какие цвета предпочитает …. Вот, если не против такой блиц-опрос?

В. Малежик: Да, конечно.

М. Некрасова: Что ты предпочитаешь на завтрак. Обед и ужин?

В. Малежик: В основном спаржу в майонезе.

М. Некрасова: Замечательное блюдо! А где берешь спаржу?

В. Малежик: Ну, когда есть возможность, то беру… (смеется)

М. Некрасова: А ты сам умеешь готовить?

В. Малежик: Ну, если меня оставляют в каких то экстремальных условиях, например, на дрейфующей станции “Северный полюс 6”, то умудряюсь, что-то себе приготовить. Все пережарить с луком….

М. Некрасова: Ну, а что касается стиля твоей одежды, соответствует твой имидж тому имиджу, который тебе нравится? Ты такой, каким бы хотел бы быть, или…?

В. Малежик: Ну, не знаю…. Я, может быть, хотел бы выглядеть каким-нибудь Шварцнегером в районе плеча….

М. Некрасова: Так хотел бы или, может быть, хотел?

В. Малежик: Да нет, наверное, это достаточно глупо, я такой, какой я есть. Мой имидж соответствует тому, что я есть на самом деле. Во всяком случае, я не пытаюсь сделать из себя на сцене героя-любовника, или там крутого рокера, стараюсь все-таки быть самим собой.

М. Некрасова: Женщины тебе какие нравятся?

В. Малежик: Женщины? Ну, такие, как Маша Некрасова, конечно.

М. Некрасова: Ну, спасибо, спасибо, а вот кроме Маши Некрасовой?

В. Малежик: Ну, сегодня я вот признался в любви Кате Семеновой.

М. Некрасова: Значит, такие, как Катя Семенова. Можно продолжить список…. Ладно, опустим этот вопрос. Скажи, пожалуйста, вот ты “сова” или “жаворонок”, тебе, когда легче работается в утренние часы или вечером?

В. Малежик: Постольку, поскольку я гастролирующий актер, и у меня все время перекосы во времени какие-то происходят, когда я улетаю куда-нибудь на дальний восток, или на далекий дикий запад, то я привык к тому, что часовые пояса постоянно меняются. Поэтому мне достаточно сложно определить кто я, ну, наверное, все-таки “жаворонок”, потому что я достаточно рано просыпаюсь, днем спать могу, ну, это когда тихий час объявляют, как пионерском лагере.

М. Некрасова: Кто ты по гороскопу?

В. Малежик: Я Водолей.

М. Некрасова: Наступает твоя эра сейчас, ты знаешь?

В. Малежик: Да, наслышан.

М. Некрасова: У меня такое впечатление складывается, что все великие люди родились под знаком водолея: Борис Ельцин, Вячеслав Малежик, ну можно продолжить…. А вот, во все эти астрологические прогнозы ты веришь?

В. Малежик: Ну, во всяком случае, отношусь с уважением к тем людям, которые во все эти вещи верят. Честно говоря, такое двойственное у меня состояние, я одной стороны верю, а с другой во мне так глубоко сидит комуняка и материалист, что иногда я не могу от этого отделаться. И когда, кто-то начинает сильно верить, я занимаю позицию оппонента, выдвигать какие-то контраргументы, дабы опровергнуть своего противника. А сам я считаю, что что-то предначертано и я фаталист, в общем.

М. Некрасова: Слав, что будем сейчас слушать?

В. Малежик: Мы послушаем мою достаточно пожилую песню, как раз в тему, я ее написал на стихи А. Шумовейкина: “Гадание”.

Звучит песня

М. Некрасова: Прошел слух среди специалистов, да и просто поклонников Вячеслава Малежика, что ты немножко изменил имидж, изменил вот этому стилю такому - парня с гитарой, и запел что-то совсем новое, запел романсы, сложные, даже психологические. Так это или не так?

В Малежик: Во-первых, эти романсы, которые я исполняю, они тоже с гитарой, парень с гитарой, в общем-то, остается, наверное. А, во-вторых, я всю жизнь думаю, что я пел романсы, и поэтому здесь нужно терминологически определиться, что такое романс

М. Некрасова: Ну что такое романс?

В Малежик: Ну, скорее всего идет от слова романс (ударение на первую букву о), то есть романтика, наверное, это песня о любви. Лирическая песня о любви, камерного такого содержания, ну, не имеется конечно ввиду камера, в которой содержат(шутит).

М. Некрасова: Я надеюсь, наши слушатели понимают.

В. Малежик: И, честно говоря, мне думается, что у меня доминирующее число песен, которые я написал, можно отнести к романсу. Только они бывали то быстрые, то медленные. Сейчас, может быть, этот слух прошел оттого, что я более стал петь такие традиционные по форме романсы, с возвышенными стихами. Целый цикл стихов мне написал Ю. Ремесник. Ну, думаю, что сейчас у меня есть такая блестящая возможность от-рекламировать пластинку “Мадам”. Она будет состоять вот именно из таких романтических песен, хотя там будут романсы и не только традиционного звучания под гитару, там так же будут и блюзовые интонации, и может быть даже элементы рок-н-ролла, медленного рок-н-ролла. Вот, и я могу показать песню, в завершение эфира, которая стала уже достаточно широко известна эта песня Мадам на стихи Ю. Ремесника.