Публикации

Мне нужна предельная откровенность

1 января 1995 г.

Вячеслав Малежик - это добрые песни для детей и для взрослых, это рок-н-роллы, исполняемые всего лишь под акустическую гитару, это улыбка и радость. Согласие на интервью мною было получено моментально, без привычных в таких случаях отговорок типа "перезвоните через несколько дней". Вячеслав только что вернулся из длительного турне по России, был простужен и потому немногословен. В уютной кухне не, умолкая звонил телефон - намечались новые гастроли, концерты, встречи. Вот в этой суматохе и проходил наш разговор.

- Давайте начнем самого начала. Где и когда вы родились, под каким знаком Зодиака?
- Я родился в Москве, в сорок седьмом году, под знаком Водолея.
-Как ваши родители относились к увлечению их сыном музыкой?
-Изначально мои родители заставили меня, вместе с моей сестрой, пойти в музыкальную школу по классу баяна. Увлечение музыкой рассматривалось ими как возможность дать сыну специальность, возможность заработать кусок хлеба на какой-нибудь "халтуре" - будь то свадьба или вечеринка. В те годы это считалось нормальным, и баян был как раз тем инструментом, которым можно было зарабатывать на хлеб насущный. В двенадцать лет я уже мог обслуживать свадьбы, что многократно и делал. Правда, с баяном я, кажется, так ни копейки и не заработал. Позднее, когда я уже поступил в институт и увлекся бит-музыкой, родители неоднократно пытались уничтожить мою гитару, видя в ней корень зла, потому что я скатился до двоек.
- У вас растут дети. Вы стараетесь привить им какие-то музыкальные вкусы?
- Нет. Я думаю, то, что они растут среди приличной музыки, которая доносится из магнитофона, проигрывателя, является для них достаточным ориентиром. Мне нравятся вкусы моего старшего сына. Он слушает Джорджа Майкла, Фила Коллинза, Питера Гэбриела - это достойные музыканты.
- У вас есть хобби?
- Был ярым поклонником футбола. Сейчас, к сожалению, в российском футболе не происходит ничего настолько интересного, чтобы болеть так же отчаянно и яростно, как прежде. Но международные матчи я все-таки не пропускаю.
- В свое время вы прошли суровую школу ВИА. Вокально-инструментальные ансамбли - это все же явление не совсем западное.
- Совсем советское.
- Давали ВИА некую школу людям, в них игравшим?
- Да, если что и давали, то школу. Как ни крути, лучшие наши ВИА собрали лучших музыкантов, и качественные критерии были достаточно высоки. Рискуя вызвать взрыв возмущения, скажу, что элиту нашего нынешнего рок-движения составляют профессионально не пригодные музыканты. Они не умеют музицировать в том понимании, в каком это нужно было хотя бы для уровня ВИА, то есть интонируя ноты на музыкальном инструменте, выпевая их. Этого мастерства, этой выучки большинство музыкантов из элиты нашего рока не имело и не имеет. Потому-то меня иногда удивляет приставка "музыка" к слову "рок" в приложении к советской ситуации.
- Вы слушаете русскоязычные рок-группы?
- Серьезное явление, на мой взгляд, Шевчук, но у меня нет потребности поставить на магнитофон кассету кого бы то ни было, сесть и начать слушать.
- С кем вы выступаете "в одной связке" на концертах?
- Стараюсь - ни с кем, Я считаю, что в моих концертах не столь важно, как я сегодня спою песню, а важна атмосфера, которую я создаю. Поэтому мне необходимо успеть обратить зал в свою веру. Гала-концерт предусматривает спринтерские возможности, а не стайерские, а я, наверное, стайер. Мне нужно достаточно много времени, чтобы обратить зрителей в свою веру.
- А в чем ваша вера?
-Я верю в доброту и исповедальность. Мне нужна, предельная откровенность, исповедальность - как с моей стороны, так и со стороны зрительного зала. Хотя зал исповедуется молча.
-Исповедальность всегда считалась неотъемлемым признаком рок-музыки. Здесь то, что выделаете, пересекается с роком.
- Мне уже давно безразлично, с кем я пересекаюсь. Было время, когда я очень обижался, если рокеры не принимали меня в свою тусовку и, возмущались, когда кто-нибудь (не дай Бог, я сам) называл меня рок-музыкантом. Сейчас мне это абсолютно все равно. Если кто-то сможет дать определение року, тогда выяснится, кто я.
- Вам же это безразлично?
- Да просто все эти понятия настолько условны, что засовывать себя в прокрустово ложе рок-музыки (как ее понимают у нас сегодня) мне бы не хотелось. И потом, если присмотреться, если забыть опусы того же Шевчука про мальчиков-мажоров и прочее, то какой рок-музыкой пахнет, например, "Осень"? По музыке это обычный блатняк, подворотня. Если же мы говорим о философии, которую несет человек, то музыка, которую он играет - всего лишь средство. Если уж на то пошло, позы у рок-музыкантов бывает намного больше, чем у этой поганой пресловутой попсы, к которой меня причисляют. Вспомните все эти широко расставленные ноги, размахивание волосами, единообразие поведения зрителей в зале и музыкантов на сцене. Это что, не шарж? Это карикатура, мультипликация...
- Сейчас вы работаете с группой?
- Нет, хотя недавно я отыграл несколько концертов с группой "Саквояж". Обычно же пою под гитару.
- По-моему, то, что вы делаете близко к шансону.
- Почему бы нет? Но я хочу, чтобы вы учитывали: только у нас рок - это такая песня протеста. Как говорил Валера Шаповалов, "про тесто". А какой протест в битловских песнях "Мишель", "Yesterday"?
- А на домашнее хозяйство время остается? Вы что-нибудь можете сделать своими руками?
- Не-а. Я не умею. Я нашел очень удобную формулу, что могу поранить руку и стать профнепригодным. Это было бы слишком дорогое увлечение.
- У вас есть идеал женщины?
- Как у Карла Маркса: женщина должна быть слабой, чтобы ее можно было спрятать за свою спину даже при нашей зарплате.

"АиФ Енисей"