Публикации

Вячеслава Малежика не пускают в женский монастырь

20 декабря 1996 г.

Может быть, Слава на меня обидится, но я не буду писать, что его песни "поет вся страна". Потому что при этих словах мне представляется застолье или демонстрация, где главное - дать выход энергии. То, что исполняет Малежик, больше напоминает исповедь, а публично исповедуются только артисты. Наверное, поэтому Слава не вписывается в тусовки, где главное - всем попасть в ритм и не попасть локтем в салат. Недавно он выступал на презентации. Слава взял гитару, народ - бутерброды. Тогда Малежик предложил всем, кто хочет, пройти в холл. Пел он без микрофона, а народ слушал без бутербродов. А у столов оставалась четверть присутствующих.
Малежика классно слушать один на один с: Малежиком, это я поняла. Слава кутается в плед - он болеет и, разговаривая, кашляет. А когда поет - куда что девается. Я бы вставила в интервью гитарные переборы и хорошо знакомый голос. Но, во-первых, сие в газете невозможно, во-вторых, таким делиться со всеми, честно говоря, жалко. Так что пойдите на концерт или купите кассету. С первых минут закроете глаза, мысленно уединитесь и: лишний раз мне позавидуете.
В феврале Слава отмечает пятидесятилетие, что лично у меня в голове никак не укладывается. Вечный романтик возраста не имеет.

- Если бы я не затевал грандиозное празднование, которого потребовала общественность, то, наверное, лет этак через девять очнулся бы и понял, что полтинник пройден. А так вот приходится подводить итоги. Для начала могу сказать, что по натуре остался я неким одиноким дубом, хоть и удалось мне перебраться к рябине, и рябина оказалась довольно устойчивой. У меня два сына - Никита и Ванька. Ванька появился после 13 лет старшего брата. Хотели девочку, но сейчас я с трудом представляю, как бы это могло быть.
За свою творческую жизнь я пережил достаточно "царей". Начал, можно сказать, еще при Иосифе Виссарионовиче. Потому, что пел я лет с четырех, когда меня ставили на стул и исполнял "Как красивы над Волгой закаты" или "Летят перелетные птицы". Имелась гармошка-двухрядка, но в те времена на ней играла сестра. А сам стал играть, правда, не на гармошке, а на баяне, лет с 12.
Что касается политики, то о ней в семье никогда не говорили. Я думаю, потому, что мать на всю жизнь осталась напуганной арестом деда, который умер на Колыме. Мы с ней ходили прощаться со Сталиным. От кровавой мясорубки нас спас солдатик в Козицком переулке, посоветовавший уходить, пока не поздно.
Долгое время было модно бить себя в грудь и изображать из себя великомученика от эпохи застоя. Но у меня не существовало проблем с худсоветами, хотя будь я, сегодняшний, членом этих худсоветов тогда, то я, наверное, зарубил бы многие свои песни, потому что это "детский лепет на лужайке". А, может быть, это были просто очень искренние вещи?
Гитару я в руки впервые взял в классе в девятом. Она, то есть гитара, лежала на диване и принадлежала мужу моей сестры. Он показал мне пару аккордов. Тогда уже начала проникать к нам "битломания". Она породила рокеров, бардов и прочих, но, несмотря на то, что я прошел два любительских и три профессиональные группы - "Веселые ребята", "Пламя" и "Голубые гитары", я не причисляю себя ни к одному направлению. Меня недавно спросили, чувствую ли я дыхание молодых в спину. Я сказал, что мы бежим в разные стороны. Если бы мне лет 20 назад сказали, что я не модный, я бы обиделся. Сейчас у меня другая позиция - надо же кому-то моду создавать. А если серьезно, то дороже всего мне благодарность ровесников, которые говорят, что я не предал идеалы своего поколения.
Касаясь сегодняшней ситуации, могу сказать, что я видел актеров и музыкантов получше. Но ведь как было раньше - нас так активно призывали не любить все, приходящее из-за бугра, что народ из чувства протеста стал обожать все подряд. Может быть, теперь наоборот - среди всех этих западных безвкусных клипов, одинаковых рэперов и шмукеров, безумных мультиков мы вспомним о своем и заново это для себя откроем? Хорошо бы только, чтобы наши деятели искусства не умерли к тому времени с голоду.

- Слава, а если бы ты был совершенно невостребован, голодал, в конце концов, смог бы ты изменить стиль, репертуар, примкнуть к чему-нибудь "модному"?
- Не знаю. Если бы меня слушали, то я бы пел бесплатно, а деньги зарабатывал другим способом. На Западе ведь только истинные "звезды" живут доходами от музыки. Я никогда не пробовал заниматься бизнесом, потому, что от добра добра не ищут. Пока мои способности дают возможность зарабатывать музыкой.

- Какая у тебя машина?
- Хорошая.

- Боишься говорить, чтобы не угнали?
- У меня уже угоняли несколько лет назад. Через недели две нашли, только салон кто-то разграбил. И я вел ее обратно сидя на ящике, чем веселил всех встречных гаишников.


- Ты на Новый год в какой-нибудь передаче будешь выступать?
- Нет, меня не пригласили, а ходить и проситься я не стал. И мне еще не предлагали такой суммы, чтобы на праздник я бросил семью и пошел петь в ночной клуб, хотя такая сумма, наверное, существует. Так что Новый год буду встречать на даче, которую очень талантливо в свое время "выстроила" жена. Да, надо еще подарки купить. Но, во-первых, как всякий мужчина, я ненавижу магазины. Во-вторых, меня там начинают рассматривать, и возникает ощущение, что вкус у меня плохой, что покупаю я не то и вообще все не так.

- Ты легко совмещаешься с людьми психологически?
- Думаю, что да. За 15 лет я проработал только в трех ансамблях. Если учесть, что на гастролях мы зависели друг от друга примерно так же, как полярники на дрейфующей станции: Нет, безусловно, существует группа людей, которых я терпеть не могу и сам с ними становлюсь невыносимым.

- В общем, ты по жизни никого не осуждаешь, но и, что называется, не в тусовке. И этот же принцип ты переносишь на творчество?
- Понимаешь, сегодня многие из моих ровесников бросились "окучивать" пацанов, но ничего хорошего из этого не выходит. На мои концерты тоже приходят пацаны, но нечасто. Бывает, уходят - у меня ведь люди часто плачут, особенно женщины. А бывает - сидят, слушают, вроде бы даже как в транс впадают.

- Сейчас, чтобы выжить, по идее надо хорошую порцию псевдоискренности и псевдорусскости приправить парой песен, за которые не стыдно. Но, слава Богу, у тебя получается в худшем случае наоборот.
- Вообще от каких-то сомнительных поступков меня иногда как бы что-то отваживает. Например, есть у меня песня "Женский монастырь", стопроцентный шлягер. "И стоит хмельной аромат в келье у Наташки, и подряд три ночи не спят юные монашки". Несколько раз пробовал на концертах, проходит на "ура". Три года хочу ее записать, и все никак не получается, не могу объяснить, почему, кстати, мой друг священник отец Олег предложил мне выступить в женском монастыре. Мы долго дискутировали, богоугодное ли это дело. И даже занимались лингвистическими исследованиями слов "искусство" и "искус". И, что характерно, концерт уже дважды срывался по независящим от нас причинам. Хотя мне было безумно интересно спеть для столь неординарной публики. К чему бы это?

- Слава, в некоей книжице под названием "Астрология любви" написано, что Водолея женщина может завоевать только с помощью интеллектуального общения. Это так?
- Ой, люблю общаться: Особенно, если хорошенькая. Как сказал мой друг поэт Владимир Вишневский: "Любимая, да ты и собеседник!"

Валентина Широкова, "Правда"