Публикации

Мое любимое занятие - лежать на диване

18 февраля 2001 г.

Вячеслав Малежик - один из "старожилов" отечественной эстрады. Он дебютировал в 1967 году. Работал в популярных тогда группах "Веселые ребята", "Голубые гитары", "Пламя". Спустя двадцать лет он выступил как самостоятельный исполнитель. Тогда же был записан его первый лазерный диск "Кафе "Саквояж". Его песни имели огромный успех. Неповторимый голос Малежика узнается с первых же нот его песен. Взять, например, "Туман в декабре", "Подарок", "Провинциалку"...

- Вячеслав, признаться, я вашего отчества не знаю...
- Это что же, я уже так плохо выгляжу? Давайте-ка без отчеств обойдемся, а то мне уже грустно стало - девушки меня хотят называть только по отчеству...
- С чего началась ваша музыкальная карьера? Я знаю, что образование вы получили техническое.
- Не могу назвать точную дату. Музыкальное образование у меня все же есть - я окончил музыкальную школу по классу баяна. Вообще-то я с детства чувствовал себя домашним артистом. Без моих выступлений не обходились ни одни семейные посиделки. А что касается образования, то я закончил Московский институт железнодорожного транспорта и по специальности - инженер-электрик. Правда, сначала поступал в МИФИ, где был большой конкурс. Но недостаточно серьезно отнесся к вступительным экзаменам. В школе слыл лучшим по "точным" предметам, и вот эта самоуверенность мне помешала. Когда я увидел, что не прохожу по конкурсу, то срочно отдал документы в вуз, где условия поступления были более легкими. Уж очень в армию идти не хотелось!
- Значит, все началось со студенческого ансамбля?
- Да, я увлекся электрогитарой, и мне нравилось, что учебу в вузе легко могу совмещать с музыкой. Потом, правда, за прогулы чуть не исключили. А свой ансамбль у нас действительно был. Сначала скромно назывались "Ребята", а потом - "Мозаика". Уже будучи известным, я написал песню "Мозаика", посвященную своим друзьям.
- Наверное, вы были постоянными участниками студенческих смотров и конкурсов.
- Вовсе нет. Мы имели собственную аппаратуру, и нас очень трудно было прижать к ногтю. Мы ни от кого не зависели. Ходили себе по институту такие длинноволосые и играли рок-н-ролл англо-американского разлива. Летом выступали в молодежно-спортивных лагерях МГУ, по два месяца проводили на Черном море. Да и еще те комсомольские и партийные деятели, которые нас публично ругали, приглашали на свои междусобойчики.
- Но студенческий ансамбль - это студенческий ансамбль, а когда вы вышли на профессиональную сцену?
- Дело в том, что тогда, в конце шестидесятых годов, не существовало понятия "профессиональный ансамбль". На телевидение мы попали благодаря Саше Маслякову, который тоже закончил институт железнодорожного транспорта. Он пригласил нас на КВН в 1968-м. А в конце семидесятых был "Шире круг". Вообще-то считают, что отсчет нашего рок-н-ролла начался с "Машины времени", хотя до нее были группы, которые очень прилично играли. Но всех самых талантливых растащили по ВИА. Вот Слава Добрынин очень здорово играл рок-н-ролл, а нынче он "запопсел" и "заресторанился".
- У вас никогда не возникало желания сделать ремейки на свои старые песни с каким-нибудь модным ди-джеем, чтобы они зазвучали по-новому?
- Я уже сделал это. Есть такой молодой аранжировщик, который называет себя Господин Вертолет. С ним-то я и работаю. Забавно получилось. Но теперь надо все это раскручивать, а некому. У меня сейчас лежат три альбома с новыми песнями, которые я не могу выпустить. Своих денег нет, а желающих вкладывать в меня капиталы не находится.
- Почему же?
- Сейчас все новые музыкальные проекты адресованы молодым, а мне сложно завоевать эту аудиторию. Единственно, я мог бы, пожалуй, рассчитывать на определенную категорию девушек, которым нравятся мужчины с гитарой в руках и седыми висками. Этакие престарелые романтические герои.
- Я читала, что тексты для многих ваших песен пишет крановщик из провинциального городка.
- Да. Это Юрий Петрович Реместник из города Азова. Мы познакомились с ним на концерте в Ростове, когда он принес для меня несколько своих стихотворений. И этот человек действительно работает крановщиком на металлургическом заводе. Сейчас собирается на пенсию, и с меня свалится груз ответственности за его благополучие. Дело в том, что ему не платят вовремя зарплату, и я помогаю его семье.
- Вячеслав, нужны ли вам для творчества какие-то особые условия?
- Нужны новые впечатления, влюбленность... Просто в человека, собеседника. Общение со зрителями дает мощный импульс творчеству. А где начнутся "схватки" и произойдет прием "плода" - не важно.
- Ваши бесконечные гастроли не мешают семейной жизни?
- Мешают, конечно. Но у меня понимающая жена, сыновья. Старшему 22 года, и он учится на экологическом факультете в Университете дружбы народов, а младшему восемь лет. Так что семейных забот хватает, тем более мы дом строим.
- А в хозяйстве-то вы полезный человек? Гвоздь в стену вобьете?
- Зачем? Я своей жене внушил, что проще плотника, слесаря и сантехника вызвать, чем мои покалеченные пальцы лечить.
- Увлечения у вас какие-нибудь есть?
- Нет. И лобзиком я не выпиливаю, и марки не собираю. Вообще мое самое любимое занятие - "залечь на дно" (то бишь - на диван) и хорошенько отлежаться. С книжкой в руках.
- И с какой же книжкой?
- Был период, я увлекся детективами. А в последнее время с громадным удовольствием перечитал всего Довлатова и Войновича. Это - мои современники, и я их очень хорошо чувствую.
- Вячеслав, охарактеризуйте себя одним прилагательным. Какой вы?
- Я комфортный.
- Ну, знаете, это очень двояко звучит...
Тут Малежик хитренько улыбнулся и заговорщицки подмигнул: "А пусть читатели сами гадают!"

Наталья Тимченко