Публикации

Мария, ученица Рэя Чарлза

27 мая 2001 г.

Обычная, вроде бы, история, которая в местных декорациях вызывает зевоту, - мужчина берется продюсировать лилейное создание. Нестандартность ситуации заключается в нескольких фактах. Во-первых, в непривычной для себя роли патрона выступает Вячеслав Малежик. Во-вторых,"создание" действительно талантливый музыкант, а лилейность здесь просто приятный бонус.

Общение с новоиспеченными "звездами" в последнее время проистекает по одному, ставшему вдруг модным, сценарию. Сначала т.н. продюсер убеждает представителей прессы в необходимости этого самого общения (часто оперируя аргументами бесспорными - имеющими цифровое выражение). Потом на весь мир объявляется, что "звезда" принципиально не дает интервью. После чего главным действующим лицом становится именно продюсер, который тщательно "фильтрует базар" подопечных, а то и вообще затыкает им рот и рассказывает всяческие басни про жабры, божественное происхождение и семейное положение своих птенцов самостоятельно. Не думайте, что сей избыток таинственности связан с дюже хитро просчитанной тактикой раскрутки. Просто молодая поросль либо вообще с трудом изъясняется на русском языке, либо может сболтнуть что-то лишнее о подробностях сотрудничества со своим "папиком" или фактах собственной чересчур обыкновенной и далекой от музыкальной сферы биографии.
Подобного вполне можно было ожидать и от встречи с восемнадцатилетней девушкой, решившей заняться музыкальной карьерой. Но Мария пришла на интервью без продюсера, потому что умеет не только блестяще петь, но и складно излагать свои вполне зрелые мысли. Везет же Малежику! - "акулы шоу-бизнеса" с безголосыми тупицами бьются, а он такое сокровище откопал.

- У меня нет музыкального образования. У нас в доме всегда звучала "черная" музыка, я с детства обожала джаз и просто копировала манеру исполнения любимых певцов. Так что фактически меня научил петь Рэй Чарлз. Выработалась привычка к импровизации. А в разнообразных музыкальных кружках совсем другой подход к обучению был, стереотипный какой-то, мне не удавалось соответствовать этим критериям. Может, просто не повезло встретить "своего" педагога.

- Ну,вообще, 18 лет - время учебы все же:
- Я учусь в Российской академии правосудия.

- Для шоу-бизнеса это то, что надо.
- Да, надеюсь, поможет. Дипломная работа будет, наверное, посвящена защите авторских прав. Юриспруденция это после музыки вторая моя любовь и такое образование - "запасной вариант", который, надеюсь, не понадобится. Можно было бы учиться и на эстрадном отделении специального заведения, но это еще никого не сделало "звездой" даже при наличии хороших данных.

- И как же самоучка начала музыкальную карьеру?
- Лет с пятнадцати я всем раздавала кассеты - накладывала дома на записи Уитни Хьюстон свой голос. Качество ужасное, но понять можно было. Потом приходила на прослушивания - люди, кстати, не верили, что при своей субтильности я пою таким мощным голосом, и сразу же требовали подтверждений, которые и получали. Но на всех этих конкурсах отбирали девушек для поп-коллективов, где уметь петь совсем не нужно, главное - танец. Мне это не интересно. А делать в чистом виде соул-проект в нашей стране продюсеры боятся. Правда, Игорь Силиверстов собирался, вроде бы, этим заняться. Я предварительно ходила на репетиции его "Стрелок Интернешнл", но дело ничем не кончилось, какие-то проблемы возникли. Начали работать с Константином Арсеневым (поэт и продюсер - Авт.), но и тут возникли трудности. В конце концов моя кассета попала через знакомых к Вячеславу Малежику, и он взялся за работу со мной. Мы сделали дуэт "Две любви", сейчас записываем его песни для моего альбома. Многие удивляются - как же так, соул, соул, и вдруг Малежик. Но я считаю, что Вячеслав Ефимович - лучший мелодист в нашей стране. А соул можно сделать из любой красивой песни. Спеть "Спят усталые игрушки" в джазовой обработке не проблема.

- Ты слушаешь много музыки?
- Да, причем теперь и отечественную тоже, а раньше для меня существовали только западные музыканты - Kelly Price,Faith Evans, Whitney Houston, Seal, D'Angelo, Mariah Carey, R.Kelly, Brandy, Destinys Child, Take 6, Boys II Men . Из наших нравятся Ирина Отиева, Сосо Павлиашвили, Валерий Меладзе, Игорь Саруханов. Очень люблю группу "Премьер-министр", хотелось бы сделать с ними совместный номер, как Мэрайя Кэйри с Boys II Men.

- Ты считаешь, страна испытывает острую нехватку соул-исполнителей? Кому это нужно, вообще?
- Когда появляется нечто отличное от того, чем заполонена вся эстрада, зритель сразу за это хватается - будь то мюзикл "Метро" или Децл. Поэтому нужно просто предлагать качественную музыку и люди будут ее слушать. Конечно, фирменное звучание требует больших вложений, поэтому продюсеры и не берутся за соул-исполнителей.

- Вообще, уже досталось тебе от шоу-биза? Синяков много наставил?
- Разумеется, я знаю, что в этой сфере все друг друга "подставляют", к девушкам подходят не со стороны творчества, так сказать. Я видела, как на прослушиваниях продюсеры обращались с некоторыми конкурсантками с вполне недвусмысленной фривольностью. Но со мной такого никогда не было - может, на людей слишком грозно смотрю. Главное же разочарование в том, что всем все нравится, начинаются обещания снимать клипы, записывать пластинки: А потом оказываешься, будто в морозилке - лежишь там и ждешь, когда продюсеру придет в голову тобой заниматься. Но я, сложа руки, никогда не сидела. Или композиторы. Слушают мою запись, говорят - ты, наверное, Уитни Хьюстон любишь. Все, вроде, им ясно. А потом приносят какой-то непонятный материал. Сейчас есть Малежик, музыка которого мне очень нравится. Мы записали даже две моих песни, где я придумала и музыку и слова. Может, они войдут в альбом. Вообще, в голове у меня множество мелодий.

- Ты владеешь каким-то инструментом?
- Нет, я просто напеваю свою мелодию, а ее "подбирают" и аранжируют. Мой инструмент - это голос...

:Вячеслав Малежик хочет, чтобы его подопечная разорвала на груди рубаху

Общение с красивой, талантливой и умной девушкой доставило искреннее и ничуть не меньшее, чем ее пение, удовольствие. Но показалось любопытным расспросить кой о чем и ее, так сказать, художественного руководителя - Вячеслава Малежика, с легкой руки которого и появилась, наконец, возможность приблизиться к исполнению мечты нашей героини.

- Слава, ведь это, если не ошибаюсь, первый для тебя опыт продюсирования?
- С большой осторожностью отношусь к этому термину. Но, думаю, что мне удалось вывести из тени поэта Юрия Ремесника. И еще спродюсировал продюсера Александра Иратова - в пору своей популярности мне удалось ему помочь. А из музыкантов никого не воспитал, пожалуй.

- Насколько реально, что Мария действительно станет именно соул-дивой нашей эстрады?
- Сейчас она как бутон, который должен превратиться в прекрасный цветок. Главное, чтобы засухи не было, дождями не залило, ветер не сломал. Соул (насколько это понимаю я - всегда ведь ближе было кантри или нечто ливерпульское) - все же явление не слишком свойственное нашей традиции. Так же, как блюз, например. Хотя в Марии есть южная кровь, армянские гены сближают ее с такой музыкой. Вот если ей удастся мичуринский эксперимент по скрещиванию нашей картошки с их манго - может получиться именно тот продукт, который будет выглядеть естественным. Здесь важен баланс. Вот у Юли Началовой, подход которой очень схож с Машиным, репертуар чересчур совковый. Мария же пока больше внимания обращает на безупречную подачу, атрибуты соул. Я пытаюсь добиться от нее большего эмоционального выплеска, чтобы она рубаху на груди рванула. Я хочу, чтобы она достигла того уровня актерского мастерства, когда артист не боится выглядеть некрасивым.

- Не знаю, кто финансирует вашу деятельность, но кто-то, разумеется, это делает. Этот "Кто-то", не увидев через некоторое время желаемой отдачи, не вправе будет потребовать, чтобы Мария перешла на ту музыку, которая "отобьет" вложенные средства. Проще говоря, не будет ли она вынуждена исполнять всем понятную попсу?
- У нас договор только о финансировании начального этапа - выпуск клипа, пластинки. Да и люди, пошедшие навстречу из-за доверия к моей персоне, не ставили никаких жестких условий. В дальнейшем, надеюсь, проект станет самофинансируемым. В творчество же я стараюсь особо не вмешиваться - все же я не теоретик соул-музыки, да и могу не понять вследствие возраста каких-то проблем, волнующих Марию. Так что потом рассчитываю вообще отпустить вожжи. Лошади в метель выносят сами.

PS. Сайт в Интеренет www.maria.com.ru

Владислав Тарасов, Московский комсомолец