Публикации

К успеху я шел через труд и долгий поиск

23 февраля 2002 г.

Его песни лиричны, их мелодии легко запоминаются. После его концерта какое-то время живешь с таким чувством, будто поговорил со старым, добрым другом. Речь идет о Вячеславе Малежике, полюбившимся многим по таким популярным песням, как "Мозаика", "Лилипут", "Провинциалка", "Острова любви", "Зеленый крокодил", "Черный рынок"... К успеху Вячеслав Малежик шел через труд и долгий поиск. По образованию он инженер. Окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, факультет автоматики и вычислительной техники. Успел немного поработать и даже сдать кандидатский минимум. Одновременно увлекался сочинением песен. Трудно недооценить в тот период воздействие ансамбля "Битлз" на увлеченного музыкой столичного юношу. Именно в подражание им и была сочинена первая песня. Тогда ему было девятнадцать. Сегодня - пятьдесят с хвостиком. Подлинное признание пришло не сразу. Московское музыкальное училище по классу гитары, исполнительская деятельность в трех ведущих коллективах: "Веселые ребята", "Голубые гитары", "Пламя". Однако в главной "должности" Малежик состоялся как композитор, поэт, исполнитель. Аудиторией он владеет прекрасно, и дело тут даже не в опыте работы в передаче "Шире круг", хотя, несомненно, и он сыграл свою роль.

- Вячеслав, многие предпочитают работать на студиях и телевидении, а на концерты если и выбираются, то с кучей фонограмм. Что выбрали Вы?
- У меня записано песен, возможно, больше всех. Правда, мало занимаюсь "раскруткой", не бываю ежедневно на телевидении, а работаю над исполнением. А выбор - петь "вживую" или под фонограмму - дело каждого. Без фонограмм сегодня выступают единицы, и я в их числе.

- Когда Вы впервые взяли гитару?
- В детстве меня научил играть на шестиструнной гитаре муж моей сестры. Кстати, в то время это была большая редкость, все играли на семиструнной. Он показал мне буквально несколько аккордов, остальные я изобретал сам. Еще я учился в музыкальной школе по классу баяна. Родители говорили, что в будущем это будет верный кусок хлеба. Так и получилось, что лет с двенадцати каждые каникулы играл на танцах в деревенском клубе: обычно лето я проводил у бабушки в Тульской области.

- Вячеслав Малежик - певец или композитор?
- Я стараюсь совмещать одно с другим.

- В чем заключается ваш творческий принцип?
-По-моему, моде нужно не следовать, а формировать ее - это высший пилотаж. Меня радует, что у меня есть поклонники и даже последователи, которые понимают и принимают то, о чем я пою, которые мне, может быть, в чем-то и подражают.

- Как вы относитесь к своим поклонникам?
- С уважением. Я вообще стараюсь ко всем относиться уважительно.

- Вокруг вашего имени нет сплетен и слухов. Как вам удается их избегать?
- Чем же это плохи слухи? Пусть себе распускают, ведь слухи - это атрибут популярности. Я относился бы к ним снисходительно, с улыбкой. Как говорил Всеволод Бобров: "Чем больше о тебе пишут, тем лучше, главное, чтобы фамилию не переврали".

- Скажите, к какому поколению вы себя относите?
- К первой волне наших рок-попмузыкантов, которые были успешно растащены по вокально-инструментальным ансамблям где-то на грани 60-70-х годов. Это были наиболее одаренные люди из всех, с кем мне впоследствии приходилось работать. Их музыку можно назвать своего рода фундаментом для дальнейшего развития рока в нашей стране. Вряд ли нынешние его поклонники догадываются, что, например, Слава Добрынин и я неплохо поем рок-н-роллы.

-Что вам нравится в сегодняшнем поколении?
- Нынешнее поколение, конечно, более меркантильное и прагматичное, но в то же время молодежь свободна, она не боится ошибиться. Но эта свобода - палка о двух концах. Когда ты не боишься промахнуться, то вместо того, чтобы сделать один точный выстрел, ты стреляешь дробью.

- Вам в работе мешают?
- Раньше мешали. Но к этому вопросу я всегда подходил с диалектической точки зрения. Трудности даже стимулировали работу.

- Можно узнать, что вам в людях нравится, а что нет?
- Больше всего ценю следование общечеловеческим идеалам, можно сказать, христианским, доброту, милосердие, ценю тех, кто проповедует мир и любовь. А не люблю сытости и продажности.

- Вы человек верующий?
- Это долгий отдельный разговор. Видите ли, я крещеный, но на богослужения не хожу. И не люблю, когда на сцене - профанация веры и Бога.

- Когда вы вместе с Катей Семеновой выступали в качестве телеведущих в передаче "Шире круг", много говорили о вашем с ней романе.
- К подобным разговорам я относился просто замечательно. Другим надо придумывать интриги, "высасывая" их из пальца, чтобы поднять свою популярность, а нам даже не пришлось ничего придумывать. Как-то я даже пустил слух, что Катя ждет от меня ребенка. Через два месяца эту сплетню я уже услышал от кого-то.

- Пришлось переболеть "звездной болезнью"?
- Если честно, то поначалу было, когда я работал с группой "Веселые ребята". У меня тогда был довольно сильный всплеск "звездной болезни": все разговоры переводил на "Веселых ребят". Потом понял, что есть марка группы, и совсем не важно, кто в этой группе работает. После этого я вылечился от "звездной болезни".

- В вашем творчестве преобладает лирика...
- У меня тяга к ней. Отсюда и выбор поэзии, созвучной собственному мироощущению. Половина моих песен написана на собственные тексты. Другая - на стихи М.Журкина, П.Хмары, А.Смогула, других известных поэтов. С ними я охотнее всего сотрудничал.

- Что за история связана с песней "Зеленый крокодил"?
- Вот это: "Фонари и окна гасит город сонный..., а мне опять приснился крокодил зеленый"?.. Эту песню написал Сережа Дьячков на слова Леонида Дербенева. Мы были на гастролях в городе Николаеве. В это время в Бухаресте произошло сильнейшее землетрясение. Стою я, пою. Неожиданно услышал какой-то гул, стала сыпаться штукатурка. Честно говоря, я ничего не понял и продолжал петь. Только потом узнал, что в городе была паника, люди метались, не знали, куда бежать. Лишь те, кто были на концерте, так ничего и не заметили. И, что самое главное, наибольший толчок произошел как раз "под крокодила".

- У вас есть увлечения, кроме музыки?
- Интересуюсь футболом. Правда, с рухнувшей страной рухнул и наш футбол. С удовольствием смотрю международные матчи. Знаете, как бывает: сижу на диване с газетой в руках или смотрю по телевизору спортивный матч.

- Можно узнать, на какой дорожке вы встретились со своей женой?
- На донецкой. С "Веселыми ребятами" в то время мы были на гастролях. Там был народный самодеятельный театр, где она играла. У меня в начале завязался роман с ее подругой, но потом она меня у нее отбила. Мы с ней поженились в 1977 году. Это моя единственная жена.

- Вы где-то говорили, что женаты не в первый раз.
- А-а... Для того, чтобы получить квартиру, мы с ней развелись и четырнадцать лет жили гражданским браком. Так что, можно сказать, оба наших сына родились вне брака. Старший, Никита, закончил университет Дружбы народов, и сейчас продолжает образование. Младший, Ваня - школьник, параллельно учится играть на пианино.

- Вы их на сцену не настраивали?
- Нет. Это нелегкий хлеб, и в этой профессии, чтобы чего-то добиться, нужно быть лучшим среди лучших. Это я и объясняю своим детям.

- Вы считаете себя бардом?
- Я не обижаюсь на тех, кто меня так называет. Если бард - это тот, кто поет песни, которые сам сочинил, то почему бы и нет.

- Ваши песни оптимистичны.
- И это, действительно, так. Мне приятно жить с открытым забралом. Приятно верить в то, что жизнь - это добрая и милая штука.

- Судя по вашему диплому инженера, вы, наверное, человек мастеровой?
- С чего вы взяли? Как раз наоборот. Как-то я сказал жене, что, если я пораню руку, это обойдется гораздо дороже, чем вызов специалиста. Поэтому домашние меня оставили в покое.

- В одной из ваших старых песен есть такие слова: "Ищут нас зеркала". Какие мысли у вас возникают, когда вы, проходя мимо зеркала, бросаете взгляд на свое отражение?
- Есть одна карикатура, которая состоит из нескольких картинок. Там девочка проходит перед зеркалом, постепенно взрослея, и в конце концов это зеркало разбивает. Так вот я еще не испытываю желания разбить зеркало, возраст меня не угнетает.

- Вам не мешает, что вас нередко путают с Юрием Лозой?
- Меня это нисколько не раздражает. Больше того, я благодарен Юре за то, что именно благодаря ему я записал свой первый магнитофонный сборник. Когда я услышал его альбом под названием "Путешествие в страну рок-н-ролла", то подумал, а чем же я хуже? Так и пошло. Но нас, действительно, путают. Был как-то на концерте забавный случай. Подошел ко мне пьяный мужичок и говорит: "Ну ты, блин, классно поешь про плот, ваще". Я попытался ему объяснить, что эту песню исполняет Лоза. А он помолчал, покачался и ответил: "Не-а, ты все равно про плот поешь лучше"...

- Чего вам не хватает на сегодняшний день?
- Пожалуй, энтузиазма.

- Давайте представим, что у вас появилась возможность задать в прямом эфире вопрос руководителю "по культуре". О чем бы вы его спросили?
- В первую очередь, спросил бы о больных проблемах эстрадных исполнителей. Сегодня смогли себя реализовать в основном популярные исполнители, которые стали зарабатывать значительно больше, чем прежде. Что касается менее известных, то одни еще не успели состояться, другие, достигнув пенсионного возраста, оказались в вынужденном простое. Я бы спросил: "Какие меры надо принять, чтобы помочь им найти свои концерты"?

- Творческие люди обычно суеверны. Вы верите предсказателям?
- Хотите, расскажу одну историю? На одной из вечеринок ко мне подошел астролог Павел Глоба и заявил, что, когда мне исполнится 45 лет, я попаду в жуткую автокатастрофу, после которой меня соберут по частям. Когда же я ответил, что мне уже почти полтинник, он растерялся...

Леонид Гуревич, http://www.mosoblpress.ru/nara/show.shtml?d_id=1692