РОФФ Текнолоджиз, гроза контрафакта
16.06.2004
РОФФ Текнолоджиз, гроза контрафакта
В тихом поселке Назарьево, что на территории Одинцовского района, состоялись, в каком-то роде, боевые действия. Война эта не объявлена, но она идет уже достаточно давно, и конца ей пока не видно. Наоборот, идет, скорее, эскалация конфликта, стороны применяют всё более изощренные способы ударов по противнику, схемы партизанской войны и диверсионной деятельности.
Речь идет о битве легальных производителей с: фактически мошенниками, ибо всякая подделка, безусловно, является актом надувательства - за наши деньги нам предлагают фальшивку. В битве этой криминал пока ведет с ощутимым преимуществом - так, в сфере производства DVD продукции счет в его пользу - 87 : 13. То есть на долю нелегальных производителей приходится 87 процентов рынка DVD дисков!
Об этой непростой ситуации собравшимся на акцию журналистам рассказал Андрей Посадский, председатель Ассоциации DVD издателей, некоммерческой организации, созданной в 2002 году по инициативе крупнейших компаний и заводов-производителей в данной сфере.
На снимке: Андрей Посадский демонстрирует журналистам признаки контрафактности DVD-диска.
По его словам, противостоять потоку нелегальных штамповок не трудно, а страшно трудно. Российские заводы, производящие контрафакт, прекрасно известны, однако "достать" их, что называется, руки коротки - слишком серьезно криминальное прикрытие этого сверхприбыльного бизнеса. В результате почти все акции по пресечению воровства напоминают попытку сбить цветок одуванчика, в надежде, что сорняк погибнет. Как бы не так - корень-то на месте! Сколько ни гоняй продавцов на блошиных радиорынках, сколько ни делай контрольных закупок - криминальное производство всё равно сохранит свои объемы.
Посадский добавил, что даже на рынках бороться с контрафактом очень сложно, причина тому - коррумпированность правоохранительных органов, фактически берущих под своё покровительство криминальный бизнес. Доходит до ситуаций парадоксальных - к примеру, рыночный ларек целый год торгует явным контрафактом в огромном ассортименте. Работники ассоциации приходят в ОБЭП с просьбой организовать контрольную закупку и изъятие поддельной продукции. На что получают ответ - делать этого нельзя, потому что точка: является "агентской" и поставляет информацию правоохранительным органам! Причём какова эта информация, насколько достоверна - можно только догадываться. Ну, хотя бы по такому примеру: в марте этого года по каналам интернета распространилась информация о том, что в число изготовителей контрафакта попал завод: РОФФ Текнолоджиз, являющийся членом ассоциации DVD издателей!
Информационный повод для этих сообщений быстро выяснился - сотрудниками ОБЭП Северо-восточного округа столицы по результатам проверки в районе Савеловского вокзала было инициировано дело против РОФФ, закончившееся: ничем. Завод оказался полностью непричастен к скандалу.
На снимке: так упаковывают изъятую пиратскую продукцию сотрудники ОБЭП: тара опечатывается, ставятся печати и подписи оперативников, сверху - та кассета или диск, которая попала под контрольную закупку, она также опечатана.
На снимке: коробочку открыли, а там...
По словам генерального директора некоммерческого партнерства производителей оптических носителей "Диск-Альянс" Игоря Боковцова, "РОФФ Текнолоджиз" попросту невыгодно штамповать "левый" тираж - слишком дорогого стоят как репутация производителя легальной продукции, так и хорошие отношения с правообладателями. Большая часть продукции заводом делается по заказам таких клиентов, как "Sony Musik", "Союз", "Правительство Звука", "Мелодия рекордз", Московская государственная консерватория имени Чайковского и многих других. Выпускает завод и собственную продукцию, причем главным образом того рыночного сегмента, который пиратами не подделывается - детские песни, сказки, классическая музыка. Представители завода дают гарантии, что в таких торговых сетях, как "Союз", "Титаник", "Седьмой континент" продаётся только подлинная продукция "РОФФ текнолоджиз".
Как она производится,
ROFF.avi 163 Кб
- можно посмотреть здесь. Весь процесс журналистам показали, организовав экскурсию по цехам завода, после чего устроили пресс-конференцию, на которой наряду с Андреем Посадским и Игорем Боковцовым присутствовали заслуженный артист России Вячеслав Малежик, настоятель храма святой Троицы в Назарьеве отец Виктор Васильев, генеральный директор ООО "РОФФ Текнолоджиз" Артур Абрамян, вице-президент ЗАО "Согласие-Алянс" Сергей Смирнов, депутат Государственной Думы Сергей Иванов (член комитета по информационной политике).
Пресс-конференция показала, что проблема контрафакта на рынке носителей информации очень глубока, и изжить явление пиратства в этой сфере будет куда сложнее, чем в иных областях. Скажем, когда мы покупаем пачку поддельного стирального порошка за вполне серьезные деньги, или (упаси Господь!) фальсифицированное лекарство - мы фактически являемся потерпевшими и ощущаем себя таковыми. Если же это касается диска с видеофильмом, аудиозаписью, компьютерной программой - подобного ощущения не возникает! Наоборот, мы радуемся удачной покупке, хотя фактически являемся соучастниками преступления. В данном случае деньги вытащили не из нашего кармана - их нам, наоборот, сэкономили. За чей счет? За счет производителя, вложившего серьезные суммы в подготовку материала, приобретение авторских прав, перевод, дубляж, титрование, рекламную кампанию, и, наконец, тиражирование. Пират тратится только на последний из указанных пунктов, а потому внакладе не останется никогда. Внакладе может остаться потребитель - если в его проигрывателе компакт-диск разлетится в щепки. Подобные случаи, пусть и редко, но случаются - пираты не слишком озабочены контролем качества, порой единственная капля клея или краски способна нарушить центровку диска и вынудить вас отправить дорогостоящее изделие в ремонт.
На снимке: во время проведения акции несколько молодых людей (как оказалось, молодых журналистов из творческого объединения "Юнпресс") занимались тем, что тырили "паленые" диски. Не боясь опозориться - вот что для некоторых значит слово "халява"! С творчеством юных можно ознакомиться здесь. Отметим, что грамотности ребятам явно не хватает, заметно также, какое огромное влияние на пишущую молодежь оказывает бульварная завиральная пресса, которую юные авторы приняли за образец для подражания.
Однако даже журналисты (между прочим, полноценные субъекты авторского права) высказывались в ходе пресс-конференции по поводу того, что в нашей стране приобретать легальный информационный продукт крайне дорого, и население попросту не может себе этого позволить. Это действительно так, и совершенно очевидно, что проблему пиратства предстоит решать "с двух концов" - борьбой с нелегальными производителями и одновременно - переговорами с правообладателями с целью снижения цен. А такие переговоры, по слухам, ведутся, и занимаются этим делом как раз ассоциации и союзы легальных производителей медийной продукции - для них это единственный способ устоять в борьбе за рынок и добиться постепенного вытеснения с него мошенников.
Присутствовавшие на пресс-конференции персоны высказались на тему медиапиратства в соответствии со своими воззрениями. Так, Сергей Иванов был жёсток, сказав, что неплохо бы установить ответственность не только за производство и продажу, но и за приобретение нелегальной продукции, отец Виктор вспомнил библейский завет, имеющий самое прямое отношение к рассматриваемой проблеме, а именно - "не укради".
А Вячеслав Малежик заметил, что он, собственно, и раскрутился за счет "пиратов" - это они тиражировали на магнитофонных кассетах его записи, причем делали это по-хитрому - записывали так, что уже следующая копия получалась с "никаким" качеством. И появление в продаже "левых" записей он считает даже свидетельством популярности артиста, признанием того, что его творчество является настоящим товаром, раз уж мошенники взялись наживаться на дисках этого исполнителя.
Однако приходится отметить, что российские артисты поставлены в очень тяжелые условия в результате массового засилья контрафакта на прилавках. Вместо того, чтобы получать нормальные авторские отчисления, позволяющие развиваться, больше времени уделять созданию новых песен, они вынуждены без конца разъезжать по концертам, зарабатывая себе на жизнь, так как именно этот источник доходов для них в российских условиях является основным и зачастую единственным.
На снимке: Вячеслав Малежик говорит о том, что не собирается подменять собой органы милиции и преследовать пиратов. Единственное доступное ему средство борьбы за авторские права - участие в акциях, подобных назарьевской. Под занавес встречи с журналистами прошла акция по уничтожению контрафактной продукции, конфискованной на рынках Москвы. В Назарьево привезли порядка шести тысяч пиратских дисков, решение по которым, после контрольной закупки, изъятия продукции и экспертизы было принято судом, приговорившим копии к уничтожению.
И вот настал день и час казни - подделки полетели под нож. Для уничтожения лазерных дисков, оказывается, существует специальная машина - что-то вроде шредера для бумаг. За считанные секунды она превращает несколько десятков дисков в труху. Говорят, что из этой трухи можно даже что-то делать: Надеемся, что уж этот товар будет подлинным.
На снимках: процесс показательной публичной казни поддельных дисков. Роль палача взял на себя один из сотрудников завода "РОФФ Текнолоджиз"
На снимке: в такую труху превращаются вот такие компакт-диски
И еще одно дополнение - список признаков контрафактности продукции на оптических носителях, которыми пользуются правоохранительные органы, взят с сайта журнала "Прокурорский надзор":
А - отсутствие полиграфической упаковки.
Б - исследуемая полиграфическая упаковка имеет дизайн, отличный от оригинального дизайна полиграфической упаковки данной видеопрограммы.
В - поддельная полиграфическая упаковка.
Г - отсутствие оригинальной защитной этикетки.
Д - наличие на полиграфической упаковке или кассете поддельной либо не соответствующей оригиналу голограммы.
Е - указание на полиграфической упаковке иного, чем в действительности, правообладателя.
Ж - отсутствие на упаковке знака охраны авторских или смежных прав.
3 - несоответствие вида и способа упаковки упаковке оригинальной продукции.
И - несоответствие имеющейся продукции оригинальной.
К - отсутствие специального тиснения на полиграфической упаковке.
Л- наличие на кассете двух и более фильмов.
Н - иные отличительные признаки, которые могут быть обнаружены при исследовании конкретного объекта.
При исследовании компьютерных дисков с программами для ЭВМ экспертами, например. Центра независимой комплексной экспертизы и сертификации систем и технологий (ЦН КЭС, г. Москва) используются следующие критерии:
Наличие на нерабочей поверхности диска изображения высокого качества, что свойственно только лицензионным продуктам.
Присутствие на нерабочей поверхности логотипа (товарного знака) производителя продукта.
Наличие стандартной картонной (пластиковой) упаковки, имеющей, как правило, качественное полиграфическое оформление, с элементами защиты от подделки в виде микропечати, голограммы.
Лицензионные компьютерные программы записываются не более одной на каждом диске. Совершенно исключается запись на одном диске программ разных право-обладателей, если это коммерческая версия.
Наличие, помимо упаковки, приложения к диску в виде руководства пользователя и (или) лицензионного соглашения.