Несколько слов из истории "Мозаики
"Обратной дороги в истории нет,
Но людям ученье не впрок!
На фоне симфоний, скрипок и флейт
Возникло течение рок!"
(группа "Мозаика" - песня "Несколько слов из истории рок-музыки".
авторы Ярослав Кеслер и Вячеслав Малежик)
"Несколько слов из истории "Мозаики""
В рассказиках Андрея Макаревича "Всё очень просто" при известном усилии можно найти фотографию, сделанную в 1973 году после некого джем-сейшена в ГПИ-1. Вместе с Кутиковым и Макаревичем на самом краю справа запечатлён Ярослав Кеслер, держащий в руке неопознанную бутылку тёмного цвета. Лидер группы "Мозаики" кажется самым серьёзным и важным в этой милой компании зачинателей московского рок-н-ролла. Сейчас, более, чем тридцать лет спустя, Ярослав Аркадьевич является доктором химических наук, профессором, лауреатом премий имени Д. И. Менделеева и М. В. Ломоносова, автором исследовательских книг по истории цивилизации и прочая, прочая, прочая:
Музыкальная мозаика Кеслера началась ещё в 1962 году, когда он в шестнадцатилетнем возрасте неждано-негадано стал руководителем небольшого оркестра при клубе МВД Госплана на Сретенке. Через год Ярослав выступил там впервые сольно с двумя песнями: "Jailhouse Rock" Пресли и "Tutti-frutti" Ричарда. Уже в феврале 1964 года группа "Челленджерс" в составе Кеслер - Николай Воробьёв - Андрей Родионов в скверике напротив Курского вокзала вовсю распевала "битловские" песни с раннего утра до поздней ночи. Через полтора года "бросающие вызов" доросли до более серьёзных площадок. На день рождения комсомола, в октябре 1965,"Челленджерс" вместе с легендарными "Соколами" играет во Дворце спорта в Лужниках.
В новом 1966 году Кеслер вместе с Юрием Валовым собирает группу с более незатейливым названием - "Ребята". Кроме Воробьёва в состав группы вошёл барабанщик Александр Жестырев. Репертуар "Ребят" составляют в основном биг-битовые хиты тех лет. Однако, встречаются уже произведения и собственного сочинения. В апреле 1967 Кеслера меняет Вячеслав Малежик. Но на этом изменения в составе не заканчиваются. Посреди "летних гастролей" в спортлагере МГУ в Джемете команду в связи с болезней покидает Валов, далее в судьбе группы участие не принимавший. Осенью он встретится с Сергеем Дюжиковым и они сообща начнут историю легендарной группы "Скифы".
В декабре 1969 года, в том же году и в том же месяце, что и "Машина времени", рождается на свет группа "Мозаика", созданная на осколках и остатках двух университетских команд. "Ребятовец" Воробьёв задумывает создать ВИА "Музыка" (известной позднее по поп-рок-опере "Алые паруса") и покидает группу. Оставшиеся объединяются со "Спектором" под новым именем в следующем составе: Ярослав Кеслер (бас-гитара, вокал), Вячеслав Малежик (гитара, вокал), Валерий Хабазин (гитара), Юрий Чепыжов (клавишные) и Александр Жестерев (ударные). Через несколько месяцев в ВИА "Весёлые ребята" уходит В. Хабазин и целых три года "Мозаика" выступает в практически неизменном составе вчетвером. Популярными песнями того периода являлись "Наташка", "Русалка", "Напиши письмо" и "Гусляры". В 1972 году была сделана запись на радиостанции "Юность" нескольких песен, этого одного из самых популярных среди молодёжи, коллектива. В том числе "Ты ничего не меняй" и "Дождь". Тем же летом "Мозаика" в составе Кеслер-Малежик-Чепыжов-Михаил Мошков (барабанщик и лидер группы "Тролли") поехала "отдыхать" в международный студенческий лагерь "Буревесник-1". А так как в полутора километрах в "Буревестнике-2" "отдыхали" музыканты сборной группы, составленной из "Лучших годов" и "Машины времени", то, естественно всё свободное время музыканты проводили вместе. Именно тогда, благодаря Андрею Макаревичу, Кеслер впервые услышал оригинальную рок-оперу Уэббера и Райса "Иисус Христос - Суперзвезда". Уже осенью того же года он переводит на русский язык основные партии оперы и "Мозаика" начинает их петь в своём концертном варианте. Существовал так же вариант совместной работы над этой рок-оперой "Мозаики" и "Арсенала" Алексея Козлова, который, к сожалению, так и не воплотился в жизнь.
После того, как группу в 1973 году покидает один из её лидеров Малежик, ушедший, как и многие другие известные музыканты биг-бита того времени во всё те же ВИА "Весёлые ребята", происходит смена состава. Вместе с Кеслером и Жестыревым начинают играть гитарист Михаил Калашников и вокалист Владимир Бахмутов. Чепыжова меняет клавишник Ованес Мелик-Пашаев. По молодёжному обмену группа выступает в Болгарии. Но в таком виде состав не продержался и года. Начинаются довольно активные изменения в составе. Некоторое время сотрудничает с коллективом вокалист и гитарист Валерий Шаповалов. Возвращается обратно Чепыжов: В 1975 году появляется на свет рок-сюита "Мирослава", через некоторое время играется песенный спектакль "Чем чёрт не шутит" и сюита по мотивам "битловского" альбома "Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера": Но постепенно популярность "Мозаики" сходит на нет.
Свой второй десяток группа встречает во все оружии. В 1980 году у группы стабилизируется состав. Кеслер (бас-гитара, вокал), Жестырев (ударные), Валерий Шморгунов (гитара, вокал), Валерий Ажажа (клавишные) и Юрий Малистов (вокал). "Мозаика" участвует в культурной программе летней Олимпиады-80 в Москве. Через два года записывает свой первый магнитоальбом "Маскарад", включавший хит "Пару поддай!"). В том же году на фестивале "Опус" в городе Вильнюсе "Мозаика" выступает по крайней мере ничуть не хуже, представителей новой второй волны русского рок-н-ролла, свердловской группы "Урфин Джюс". В 1983 году легендарного Жестырёва меняет за барабанной установкой Сергей Востоков. Записывается второй альбом ("Кольцевая дорога"), затем ещё один ("Букашки"), ещё:
Тем временем на пятнадцатилетие "любимой девочки" Малежик пишет песню "Мозаика" ("Я "Мозаику" сложу из разбившихся сердец, свой корабль снаряжу в добрый путь-воспоминанье:"). Песня становится очень популярной, что даёт Вячеславу Ефимовичу силы бросить барахтанье по вокально-инструментальным волнам ("Весёлые ребята" - "Голубые гитары" - "Пламя") и отправиться в сольное плавание. Определённую популярность песня "Мозаика" приносит и группе "Мозаика", хоть и косвенно. Наряду с выпуском двух пластинок-миньонов ("Нет голоса" и "Пару поддай!") в 1987 году выходит в свет первый полновесный виниловый диск "Рубикон". Из восьми песен авторство шести принадлежит лидеру группы Кеслеру. К авторству трёх песен диска руку приложил Шморгунов, отметившийся оригинальной игрой на гитаре, особенно в песне "Жить невозможно". Через год новый диск "Чур меня!", но уже без Малистова. Кроме заглавной песни Шморгунова-М. Мушникова (он же художник всех виниловых пластинок группы) отметим кеслеровскую песню "Памяти Джона Леннона":
В последний раз рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда" была исполнена "Мозаикой" в концертном варианте на тысячелетие крещения Руси. Несколько месяцев спустя руководство московского театра им. Моссовета предлагает поставить оперу на своей сцене. Кеслер принимает это предложение, тем самым как бы завершая историю группы "Мозаика". Музыканты расходятся. Ажажа, например, начинает выступать в составе группы Малежика "Саквояж", а в 1991 году принимает участие в записи первого сольного альбома Алёны Апиной "Улица любви", написав музыку к заглавной песне диска. Кеслер успешно сотрудничает с театром, являясь автором либретто к мюзиклам "Два веронца" и "Игра", автором литературного перевода пьесы "Таис Афинская" и некоторых других. Кроме того, в 1995 году появляется в продаже диск под заголовком "Ярослав Кеслер и группа "Мозаика"" "Меня преследует рок". В альбом включаются песни с виниловых пластинок, магнитоальбомов и концертных записей последнего состава группы. В настоящее время (2005 г.) существует, скорее всего, чисто гипотетический, проект под названием "Полезные ископаемые" с участием Кеслера, Малежика, Валова, Шаповалова и ещё одного музыканта "Скифов" Виктора Дегтярёва. Планируется, что будут записаны песни, созданные ещё в 60-х годах прошлого века.
Музыкальный критик Артемий Троицкий назвал группу "Мозаика" ухудшенным вариантом "Машины времени". За двадцать лет, мол, не создали ничего запоминающегося: Скучная группа "второй лиги": Так ли это? Выводы делайте сами!
ноябрь 2005 г.
Григорий Макаров