Малежик победил «Камеди клаб»
Двадцать два билета было продано на шоу лучших резидентов «Камеди клаб» в ДК «Строитель». В итоге организаторы вынуждены были отменить выступления как в Череповце, так и в Вологде. А в кассах Камерного театра вечером среды, когда должны были состояться выступления «комедиантов» и Малежика, вывесили объявление: «Билеты на концерт Вячеслава Малежика проданы». В последние месяцы из знаменитостей на концертных площадках Череповца «в бой идут одни старики»: выступления Никольского, Винокура и Малежика собирают залы, а программы молодежных звезд проваливаются. Об этом мы перед концертом поговорили с автором «Провинциалки», «Попутчицы» и других шлягеров.
— Проходил мимо сцены, увидел, как вывозят рояль. А как же верность гитаре?
— На рояле я сыграю всего три песенки, остальное — гитара. Да, он занимает половину сцены, но куда же его девать — зачем туда-сюда таскать? Пускай стоит, мне много места не надо — достаточно квадратного метра.
— Сегодня вы, не предпринимая никаких усилий, положили на лопатки ультрамодных резидентов «Камеди клаб». Их концерт сорвался из-за малого количества проданных билетов, а на Малежика аншлаг. Вас это не удивляет?
— Меня это несказанно радует. Значит, не все диктует телевизор — они не вылезают из экрана, а меня редко где увидишь. Думаю, причина в том, что народ уже перекормлен подобного рода искусством. Да, сначала эти ребята-комики были смешные и оригинальные, но очень скоро вышли в тираж. Сейчас далеко не все их номера, которые показывают по телевизору, соответствуют прежнему уровню вкуса. Нехорошо ругать за глаза, но они не мои коллеги, мы работаем с разной аудиторией, и, наверное, можно пожурить по-стариковски.
— В Череповце сегодня ходят фактически только на ретроартистов. Вас публика тоже причисляет к таковым. А вы сами кем считаете?
— По возрасту я чистой воды ретро, а в творческом отношении стараюсь не замыкаться в узких рамках старой музыки. Я считаю, что после «Битлз» ничего столь же яркого в культурном отношении на эстраде не появилось. Сегодняшняя музыка в большинстве своем — вариации битловских песен. Чтобы быть современным, я хочу вернуться к корням. В феврале в Кремле я с большой группой отыграю концерт под названием «ВИА Малежик», в котором хочу предстать совершенно иным — песни будут в основном старые, но аранжированы в стиле рок. Возможно, многие прежние поклонники от меня отвернутся, но надеюсь, что многие, напротив, после концерта откроют заново исполнителя Малежика.
— Как вы, входивший в разное время в три самых популярных вокально-инструментальных ансамбля страны, сейчас относитесь к вернувшейся моде на ВИА?
— Здесь нет ничего удивительного. Этот феномен давно известен и описан. Достигнув материального благополучия, вырастив детей, человек среднего возраста снова устремляется в прошлое и хочет покайфовать под ту музыку, под которую влюблялся и танцевал в молодости. Вот и вся причина популярности ретро. Сам по себе ВИА был страшный и неповоротливый мутант советской эпохи. Пятнадцать человек исполняли музыку, которую те же битлы играли вчетвером. Чтобы заработать, нужно было много гастролировать. А значит, выражаясь футбольным языком, иметь длинную скамейку запасных, потому что многие не выдерживали графика и ломались.
— Один из главных ваших шлягеров, «Провинциалка», трогательно повествует о девушке из глубинки, впервые попавшей в Москву. Где лучше воспринимают эту композицию — в столице или в глуши? Кажется, что москвича она насмешит, а провинциала заставит заплакать...
— Не думаю. Когда она вышла в свет, тогда, может быть, ее воспринимали по-разному. Но сейчас ее все считают доброй песней. Ведь помимо икон и музыкальных инструментов песни тоже обладают намоленностью. «Провинциалка» из таких. Я беру первые аккорды и спинным мозгом начинаю чувствовать, что по залу разливается особая аура.
— Песня была написана в 80-е и с точки зрения текста сильно устарела. Такие провинциалки, которые целый день от поезда до поезда носятся по Москве за покупками, лишь мельком замечая красоты столицы, сейчас практически исчезли. Нет желания изобразить тип современной провинциалки и написать продолжение песни?
— Автора стихов «Провинциалки» Михаила Танича нет с нами, а отдавать продолжение другому поэту считаю неправильным. Но мысль интересная. Сегодня граница между столицей и провинцией размывается. Везде примерно одно и то же — товары, услуги и так далее. А потому конфликта не получится. В те же 80-е годы можно было написать про москвичку, которая с дикими глазами бегает по бутикам Парижа, чувствуя себя абсолютной провинциалкой. Русская провинция сегодня задает тон везде. Найдите мне в телеэкране хотя бы одного коренного москвича. Ваш череповецкий Парфенов считается эталоном вкуса и качества. У провинциала, уезжающего в Москву, особый характер. Ведь он обязан покорить столицу, потому что обратной дороги у него нет. Кто же хочет возвращаться домой неудачником? Пару слов про продолжения хитов. У меня уже есть вторая часть песни «Попутчица», которую пока никто не слышал. Меня там смущает одна опасная фраза «Любаша, Люба, Любочка состарилась в Любовь». Мне почему-то кажется, что этим «состарилась» я обижу своих слушательниц. Думаю, как уйти от этого слова, чтобы смысл не пострадал.
— На ваши песни существуют танцевальные ремиксы?
— Да, и довольно много. Даже целая пластинка вышла под названием «Музыкальный автомат». Ребята-электронщики попросили, я отдал, хотя изначально не верил в то, что выйдет хорошо. Некоторые вещи сделаны качественно, но это совершенно не моя музыка. Когда главная ставка делается на ритм, теряются текст и мелодия, что только вредит песне.
— Ноги в пляс не запросились?
— Мои ноги в этом отношении довольно скромны. Я в принципе не танцую. Никогда. Хотя половину жизни провел, выступая на танцах. Разве что иногда под очень медленную музыку, с красивой женщиной и в кромешной темноте могу выйти на танцпол.
— Глядя на ваши молодые фотографии...
— (Обрывает с улыбкой.) Зачем вы так? Я и сейчас еще не старый.
— Хорошо. Глядя на ваши фотографии прежних лет, натыкался на снимки Вячеслава Малежика с пышными усами. Очень импозантно смотрелось...
— Хотите спросить, зачем сбрил? А по этому поводу есть смешная история. Когда я пришел в «Веселые ребята», мне сказали, чтобы я сбрил усы. Что я и сделал. А потом на концерт пришел композитор Давид Тухманов, чьи песни мы исполняли, и сказал нашему директору, что дуэт Барыкин — Малежик слишком благообразен и смазлив, и это нехорошо смотрится. Мне сказали: «Отращивай усы». И я их довольно долго носил. Почему сбрил, не помню. Последнее время тоже не брил — вон какую щетину отрастил. Хочу посмотреть, как буду выглядеть. Желание молодиться я давно изжил.
— Концерт Малежика 20-летней давности и сегодняшний чем отличаются?
— Сейчас я меньше стал суетиться и пытаться понравиться. Веселых баек я больше почти не рассказываю. Я доказал, что умею петь и писать песни, и выступаю больше для себя и для общения с публикой.
Сергей Виноградов, Газета "Речь" (г.Череповец), 17.12.2010