Ответы Малежика на присланные вопросы посетителей сайта (октябрь 2011 г.)
1. Инструментальные версии каких песен не вошли в альбом "На память", будут ли они когда-либо изданы?
Вячеслав Малежик: Нет, мы издали всё, что хотели издать, и больше треков не было записано.
2. Вам не кажется, что трек "Сказки" больше похож на "Колодцы и птицы"?
В. М.: А по поводу песен «Сказки» и «Колодцы и птицы» я расскажу следующее: В принципе, использовалась одна и та же мелодия. И это была ситуация, когда Миша Журкин писал два текста на одну мелодию. И когда он ушёл из жизни, то я решил записать и ту, и другую песни, чтобы как бы ими обрамить диск «Где ты?» на стихи Журкина, которому не суждено было появиться по причине запрета на издание со стороны родителей Михаила. Так вот, правильно Вы догадались, что две этих песни с разной аранжировкой, но с одной и той же мелодией.
3. Что это на самом деле была за история со съёмкой "Провинциалки" в финале «Песни года-89», когда Дмитрий Галицкий держал себя "весьма своеобразно", Вы не вписались в фонограмму, при монтаже это было акцентировано, и далее Вы не попали в очень "вместительные" финалы -90 и -91, хотя участвовали в отборочных турах с достойными песнями (в 1990 "Мёртвый сезон" и "Любовь из-за угла", в 1991 "Попутчица)?
В. М.: Я не знаю, что было в финале «Песня года-89», но по поводу того, что я «не попадал в фонограмму» это однозначно, потому что когда выступал на сцене, я не помнил, как спел эту песню на записи, а репетировать - не было времени. А по поводу того, что я не участвовал с финалах -90 и -91: Меня хотели пригласить туда с другими песнями, нежили с теми, которые я хотел представить, и на этом мы не сошлись с командой, которая делала эту программу.
4. Сохранилась ли у Вас студийная записи песни "Межсезонье"? Если у Вас не сохранилось, но, возможно, она есть у И. Шведовой (я почему-то думал, что эта песня была в дуэте лишь на Вашем 50-летии). Удалось ли всё же отыскать эту запись и, если она потеряна, возможно ли, чтобы Вы заново записали её на студии?
Тот же вопрос касается ещё как минимум двух ваших суперудачных (пусть и чуть похуже) песен - "Снег валил до полуночи..." (1984) и "Шире круг" (дуэт, 1986) - если найти исходники шансов нет, может, "перезаписать" их?
В. М.: У меня не сохранилось записи этой песни. Есть ли смысл переписать её, не знаю. Это уже было так давно… Дело в том, что фонограмму делала Ира Шведова специально для своего концерта, и мы спели эту песню на её концерте, а потом она прозвучала и на концерте, посвященном моёму 50-летию. Специально у меня нет желания её переписывать.
«Снег валил до полуночи…». Эта песня вошла в концертную программу «Кинематограф» ансамбля «Пламя». Я сам только недавно услышал её спустя много лет. Она, кстати, всегда хорошо принималась публикой на концертах, но так и не была записана в студии.
Песню «Шире круг» в дуэте с Семеновой, если честно, не помню.
5. У Вас довольно много потрясающих песен, видео на которые скорей всего нет в природе, даже под фонограмму: "Алёна", "В лето билеты", "Вечер встречи", "Где ты...", "Глупые игры", "И будет март", "Карусель" (1998), "Когда мы любим", "Мальчишеский век", "Мне сегодня приснилась опять...", "На край света", "На память" и многие другие, в общем, десятки. Есть ли шансы, что Вы ещё сможете как-то исправить эту ситуацию, ведь одно из Ваших главных качеств как творческой единицы - лидерство по числу суперудачных песен?
В. М.: На указанные вами песни видео не снимал, кроме песни «Где ты?». Она вошла в музыкальный телефильм «Стоп-кадр», показанный по телевидению кажется в начале 90-х.
Я записывал их на студии, исполнял на концертах, и забывал про них, поскольку у меня появляются в репертуаре другие новые песни.
6. Как известно, на Ваше 50-летие с 15 по 17 февраля 1997 года в ГЦКЗ "Россия" состоялось целых три концерта, с Ваших слов, с разным составом гостей и, возможно, с разными песнями. У Вас сохранилась на Бетакам полная запись лишь концерта 17-го числа, или всех? Сколько примерно длился концерт 17-го?
Концерт 17-го февраля длился порядка 3,5 – 4 часов, точно не помню. 15 и 16 числа эти два концерта были без гостей, пел я их целиком. Творчески они прошли даже интереснее, чем концерт 17-го, потому что к некоторым исполнителям у меня есть претензии по тому, как они не подготовились к этим концертам, и относились к этим мероприятиям как к очередной съёмке, А там было всё «на разрыв ауры», эти два концерта. А снимали только концерт 17-го февраля (издала его потом на видео студия «Союз»), и звук меня не устроил. Потом было желание перепеть под ту минусовую инструментальную фонограмму весь концерт, но по эмоциям и по темпу они были бы совершенно другие, чем на концерте. И попытка объединить артикуляцию записи концерта под минусовое исполнением оказалась бы сложной. Поэтому от этого отказались.
7. Пару лет назад Вы упомянули в интервью такое своё понятие, как "золотой фонд" своих песен (это было не единственный раз!). Были названы "Мозаика", и также "Ты мне нравишься" и "Французский роман" (2 последние, на мой взгляд, лишь во вторую сотню у Вас входят). У Вас действительно есть какая-то классификация своих песен?
В. М.: Нет, я никогда не занимался таким анализом. Те песни, которые я пою на своих концертах, и в зависимости от того, как они принимаются зрителем, они либо входят в мой репертуар, либо не входят, и постепенно вытесняются новыми песнями. Но есть песни, которые любы моими зрителями и которые посчитали бы себя обманутыми, если бы не были спеты «Мозаика», «Провинциалка», «Мадам», «Попутчица». Поэтому эти песни я называю своим «золотым фондом».
8. Нашёл в интернете ещё один вариант песни "Аты-баты" (не тот, что был недавно издан). В нём Вы поёте не "гренадЕры", а "гренадЁры", подача, может, чуть более залихватская, а минусовка вроде одна и та же. Могу попытаться угадать, что это связано с тем, что эту песню (безусловно, из Вашего top-100) так и не взяли в финал "Песни-79", т. к. оба исполнения были слишком раскованными для того времени, и в результате ВИА "Пламя", которому в предыдущем финале "достались" сразу 2 песни, в финал-79 не попал, а "Аты-баты" там была в исполнении Э. Хиля, причём на вид - "живом", что в "Песне года" имело место крайне редко. А как было на самом деле?
В. М.: На самом деле эта песня Мигули. Он самым первым исполнил его в новогоднем «Голубом огоньке». Действительно спел первый дубль песни не «гренадЕры», а «гренадЁры». Мне сказали, что это неправильно, и на следующий день была заказана студия, чтобы я перепел в «правильном» варианте. Я был в другом состоянии духа, и поэтому менее залихватски спел новый вариант.
9. Мне довелось слышать (и видеть) 4 Ваших "живых" исполнения замечательной, явно из Вашего top-100, песни "Танго-пророчество": на сборном концерте по РТР 13.12.1998., а также 3 сборных концертах "Бульвара" в Киеве - 2001, 2002 и 2004 годов. Больше других понравился вариант 2001 г., однако во всех случаях не сильно порадовало то, что у Вас там появились какие-то чуть ли не маршевые интонации, которые серьёзно подпортили гармонию этой песни относительно CD-варианта. Это связано с тем, что данную песню очень тяжело исполнить вживую, или Вы почему-то сочли, что эти записи из числа тех, которые в дальнейшем вряд ли кто-то будет пересматривать, ведь тот же Youtube возник позднее (к слову, исполнение на 55-летии вообще недоступно)?
В. М.: На самом деле, у меня есть записи нескольких концертов «бульвара» в Киеве, но я, честно говоря, не пересматривал, и не анализировал, как я спел песню «Танго-пророчество». Это скорее не «маршевое» исполнение, а больше «танговое».
10. Очень хотелось бы услышать Вас и за границей. Не планируете ли Вы приехать с гастролями в Германию или дать хотя бы пару концертов? Выступали Вы уже в Германии в прошлом?
В. М. Да, я выступал в Германии с концертами много раз. Первый раз работал в советское время тогда в Западной Германии по «Обществу советско-германской дружбы». Потом работал в концерте с Лаймой Вайкуле. Потом были самостоятельные гастроли в 1991 году. Ну а Восточную Германию проехал вдоль и поперёк с ансамблем «Пламя», когда мы выступали перед нашим контингентом советских войск.
На сегодняшний день я готов приехать в Германию, но те деньги, за которые меня туда приглашают, например, предложения от Михаила Фридмана, меня не устраивают, и я отказываюсь. Поэтому если будут взаимные интересы, то я приеду в Германию.
11. На 55-летие у Вас был грандиозный концерт в зале "Россия" (18 февраля 2002, программа "Ты мне нравишься"). Песни с этого концерта составили в 2007 г. основу DVD-видео "Любовь-река" (треки с 1 по 9), но была использована не его запись, а телеверсия канала ТВЦ. А ведь в нём были ещё: с симфоническим оркестром - песни "Недавно и давно", "Любовь-река", "Гадание" и "Туман в декабре", сольно - "Элегия", "Медвежий угол", "Мадам", "Зевакино" и другие, с группой "Саквояж" - "Париж", "Скорый поезд", "Острова", "Провинциалка" и другие. Неужели запись этого концерта потерялась?
В. М.: Во всяком случае, запись этого концерта у меня имеется. А когда выпускался видеодиск, и туда не попали какие-то песни, это связано, скорее всего, с репертуарной политикой фирмы-издателя.
12. По какой причине при записи осенью 1999 г. ремикса песни "До свидания" (для альбома "Квартал 32-33") Вы заменили 2-й куплет (и на 55-летии и в "Концерте для своих" в 2008 г. пели уже этот вариант), ведь для сольного исполнения то, что было, вполне годилось? Авторство того, на что заменили, принадлежит О. Левицкому или Вам?
В. М.: На самом деле, когда я сочинил песню, там были три куплета. Я их все наизусть знал. А тогда делали запись, я взял оркестровку, по форме сделал два куплета, и вместо третьего куплета взял проигрыш, иначе песня бы получилась длинной. Наверное, случайно, зная и один, и другой варианты, я спел на записи не тот куплет, который я просто не помнил. Авторство второго варианта песни также принадлежит Левицкому.
Другое дело, что я в концертах пел песню «Двести лет», и может быть даже на пластинке «Музыкальный автомат» спел куплет со словами «По тоске не отведёшь дула от виска…», текст песни, которая вышла на первой пластинке и первоначальный вариант Хмары, а на других пластинках записан вариант «Головешкой тлеть всю жизнь - дикая тоска…».
13. Не могли бы Вы разрешить опубликовать в фоторазделе сайта часть редких фото из своего личного архива, особенно за период до 1988 г.?
В. М.: Это личное. Я не считаю нужным опубликовывать фотографии из своего архива.
14. Вы посвятили свои песни многим красивым женским именам, как, например, Наталия ("Наташка") или Екатерина ("Колокольчик мой"). Какому женскому имени вы бы хотели написать песню?
В. М. Написание песен – дело творческое, и планировать такие вещи трудно.
Уважаемые поклонники! Спасибо за присланные вопросы. Надеюсь, что я ответил на них искренне. Ваш Вячеслав Малежик.