Публикации

Я мозаику сложил

26 апреля 2015 г.


Тверь посетил легендарный певец, поэт и композитор, которого хорошо помнит старшее поколение и произведениям которого охотно подпевает молодежь.

Заслуженный артист России Вячеслав Малежик по-прежнему на гребне славы. Она у него особенная, как и песни, задушевная. Секрет творческого успеха маэстро прост: он любит людей, его произведения наполнены добротой и юмором.

Концерт начался с приветственного слова Евгения Окунева, солиста известной тверской группы Deja Vu. Рассказав о знакомстве с Вячеславом Малежиком в Наро-Фоминске, где они выступали на одной сцене во время вручения престижной премии «Звуковая дорожка», Евгений поделился с публикой своими впечатлениями от встречи с артистом. Признался: влюбился в его музыку и стихи.
На сцене ДК «Пролетарка» Deja Vu были специальными гостями. Аккомпанировал Евгению гитарист группы Дмитрий Шумейкин. Музыканты исполнили несколько композиций – на стихи Сергея Есенина «Я помню, любимая, помню», «Очарована, околдована» Николая Заболоцкого и «Однообразные мелькают...» Николая Гумилева. В кульминации этого романса, который прозвучал особенно проникновенно и эмоционально, на гитаре Дмитрия лопнула струна. Показалось, что она, словно вобрав в себя все напряжение слушателей, напомнила им о том, как хрупок мир и человеческие чувства.

Потому что старости вовсе нет

Выйдя на сцену и поклонившись залу, Вячеслав заметил: такого яркого начала он не ожидал. Подчеркнув высокий профессионализм молодых коллег, улыбнулся: «Мне теперь придется карабкаться до их вершин».
Запев знаменитую песню «Любовь-река», певец предложил зрителям аплодировать узнаваемым композициям и подпевать, если есть на то желание. Поначалу подсказывал слова, но к середине концерта зал разошелся и в помощи артиста уже не нуждался. Кто-то время от времени вступал в диалог с музыкантом, кто-то выкрикивал «Ура Малежику!». Артист слегка посетовал: на телеканалах он сегодня редкий гость. Но это, как мы поняли, не мешает ему оставаться в числе популярных исполнителей: каждую прозвучавшую этим вечером композицию зрители узнавали с первых нот.
В песне Малежика «Недавно и давно» есть строки «и еще до старости двести лет, потому что старости вовсе нет». Пожалуй, они в полной мере отражают настроение и состояние певца, который находится в отличной форме. Аплодисменты сопутствовали «Дороге», «Я у осени взял в займы», «Гадалке». Перед исполнением «Загородной», где есть слова «запасайтесь дровами, поскольку зима на подходе», артист прокомментировал: зима – это мои седые волосы. И тут же вспомнил историю из мира кино.
– Однажды Людмила Чурсина пробовалась на роль, ей было уже около сорока. Режиссер говорит ей о том, что она подходит, но при этом подчеркивает: в фильме будет интимная сцена. И задает вопрос, решится ли актриса сыграть в ней. Чурсина, обладающая тонким чувством юмора, ответила согласием, подчеркнув, что уходящую натуру надо снимать моментально.
Вячеслав Малежик обладает удивительным даром. С первых минут выступления он стирает рамки «слушатель – зритель» и все присутствующие становятся единым целым. В перерывах между песнями успевает рассказывать интересные истории из жизни, которые наполнены тонким юмором, местами переходящим в самоиронию, и в то же время переплетающиеся с чувством светлой грусти. Ностальгии в этот вечер хватило всем. Она была в шлягерах семидесятых «Люди встречаются, люди влюбляются», «Снег кружится» и других из репертуара «Веселых ребят», ВИА «Пламя» и «Голубые гитары». Во всех этих коллективах артист пел до начала сольной карьеры. Очень тонко и драматично прозвучала песня на стихи Марины Цветаевой «Вот опять окно», к которой Вячеслав написал музыку.
Неудивительно, что Малежика до сих пор не могут причислить ни к бардам, ни к шансонье, поскольку все его песни – это совершенно самостоятельное явление, которое не может быть подчинено определенному жанру. Диапазон концерта был безграничен – от русского романса до кантри и рока. В завершение Вячеслав представил публике свои новые творения и исполнил песни из альбома «ВИА Малежик», который он выпустил в прошлом году. Одна из новинок – «Прилетай ко мне в Сочи» и вовсе умещает в себе несколько жанров, я бы назвал ее рок-кантри-блюз. Скажу честно, классный альбом. Сейчас такая музыка как глоток свежего воздуха. Советую послушать.
Еще до начала встречи меня переполняло желание поскорее пробраться за сцену и задать исполнителю как можно больше вопросов. Но, слушая Вячеслава Ефимовича, понял, что многие ответы уже получил и лучшее интервью – сам концерт. Каждое произведение этого исполнителя – маленькая исповедь. В общении маэстро прост и далек от налета звездности.

Автограф-сессия 

Тем, что Малежик пишет книги, уже никого не удивишь – его поклонники народ информированный. Однако сборники у него разные. На этот раз он презентовал книгу детских стихов. За автографами выстроилась очередь.
Поклонники желали Вячеславу Малежику здоровья и долгих творческих лет. Один из зрителей благодарил его за выступление в военном госпитале, это было в 80-е годы в Афганистане. Крепко пожав артисту руку, он сказал, что именно такие концерты оказывали моральную поддержку, давали солдатам и офицерам возможность находить в себе душевные силы в очень непростое для них время.

И новые друзья – Вячеслав Ефимович, ваш новый альбом «ВИА Малежик» насчитывает приличное количество песен – их около 20? Вы его сегодня привезли? 

– На мой взгляд, это очень удачный альбом. Он действительно состоит из 18 песен. Но в этот раз я решил не брать диски, а привез книгу, как вещественное доказательство того, что Малежик находится в постоянном творческом поиске.

– Как вам пришла в голову идея написать детскую книгу? Мне кажется, это не совсем ваше амплуа.

– Я тоже так думал. Но все складывалось само собой. Начиналось с просьбы старшего сына, который попросил меня записать пластинку с колыбельными песнями. Я поначалу удивился, но потом вспомнил, что написал много таких вещиц для своих внучек. Подумав, решил сделать из всего этого театр мультиков «Шкатулка». Жена предложила пойти дальше – создать из того, что есть и будет, мультсериал. Идея пока не реализована, требуются серьезные вложения. Но она жива, время от времени я возвращаюсь к ней мыслями. Словом, из всех этих проектов на одном дыхании родилась книжка, которая насчитывает 35 стишков и называется «Василек, Рыжик и новые друзья». Иллюстрации к ней выполнены моими двоюродными племянницами – художницами из Киева Таней и Катей Очередько.

– Хочу спросить о ваших творческих ориентирах. Знаю, что на начальном этапе это была группа «Битлз», вас вообще называют одним из главных битломанов страны. А что подстегивает сейчас? Что заставляет двигаться на такой высокой скорости и что для вас вообще является источником вдохновения? 

– В том числе и битлы по-прежнему. Но я ведь занимался и занимаюсь музыкой в самом широком смысле, поначалу играл на баяне, слушал много наших произведений, от русской песни до симфонической и рок-музыки.
Вдохновляют семья, природа, какие-то неожиданные вещи. Вот, к примеру, с коллективом «Веселые ребята» мы собрались и записали порядка пяти песен. Одну из них, «Летаю во сне» (музыка Дроздова, слова Малежика), можно послушать на моем официальном сайте. Она была написана к дню рождения Сергея Дроздова, рано ушедшего из жизни, в память о дружбе и о том времени. Несмотря на то, что друга рядом нет, он продолжает творить вместе с нами. Не буду раскрывать пока всех секретов и нюансов, у нас с коллегами по творческому прошлому есть совместные планы, сейчас они в стадии разработки.

– Слушая песни, я ощутил вашу ностальгию по прошедшему времени. Она касается всего или это отдельные страницы? Как вы относитесь к художественным фильмам о той поре, в которой вы жили и творили? 

– Я действительно тоскую по ребятам, с которыми начинал путь к сцене. Это была прекрасная пора. Но когда смотрю на телеэкране некоторые фильмы о том времени, недоумеваю, что-то вызывает откровенное раздражение. Мне не нравится, например, что из фарцовщиков делают людей, которые едва ли не совершили революцию и являлись якобы главными борцами с советской властью. К слову, многие комсомольцы были первыми потребителями всех заводных и рок-н-рольных песен.

К нашей беседе неожиданно подключился Дмитрий Шумейкин:

– О том, как в годы вашей молодости выходили из ситуации с инструментами, рассказывают разное. По сути их тогда не было, музыканты крутились как могли. Насколько вам, например, были доступны гитары? 

– В трудную пору нас спасала пресса (смеется). В одном журнале, например, мы нашли статью о том, как самостоятельно смастерить гитару. На улицах тогда можно было увидеть разбитые телефонные автоматы. Оттуда вытаскивали катушки индуктивности и делали из них звукосниматели. Басовые струны «выгрызали» из школьных роялей, микрофоны находили в троллейбусных парках… Это было время куража. Мы двигались вперед за счет огромного желания творить, петь, завоевывать сердца слушателей. И, поверьте, делали это здорово!

Никита Чудин, Интернет-портал "Тверская жизнь" 23.04.2015