Публикации

Мозаика жизни Вячеслава Малежика

18 июля 2015 г.


Досье артиста: Заслуженный артист России. Главные шлягеры — «Мозаика», «Провинциалка». Пять лет вёл телепрограмму «Шире круг». Выступал с концертами в Афганистане и горячих точках, а также в военных госпиталях, оказывая моральную поддержку солдатам и офицерам. Имеет Почётные грамоты и дипломы МВД. Член Союза писателей.

- Несколько лет назад я была в Государственном Кремлёвском дворце на праздничном концерте, посвящённом Дню милиции. Вы оставили микрофон на сцене и пошли по шеститысячному залу, между рядами, продолжая петь без микрофона. Мало кто из наших артистов сможет повторить такое. Вы — частый гость концертов, проводимых на базе полицейского главка, постоянный участник благотворительных мероприятий. Что означают для вас, Вячеслав, эти концерты?

— Могу сказать, что участие в концерте, посвящённом Дню милиции или Дню сотрудника органов внутренних дел, занимало и занимает особое место у каждого артиста. Потому что это традиция, которую надо чтить, и к таким выступлениям все артисты подходят крайне собранно и ответственно. Помимо поздравлений и слов благодарности в адрес представителей столь нужной профессии, своими песнями я дарю несколько минут хорошего настроения и несказанно счастлив от этого.

— Что вы можете сказать о сегодняшней полиции, и какой была милиция вашего детства.

— Первое моё знакомство с милицией произошло в пятом классе, когда меня доставили в ближайшее отделение по факту хулиганства. Я случайно забрызгал мороженым проходившую мимо даму. В сопровождении милиционера меня и взахлёб рыдающую женщину привели в отделение. В коляске милицейского мотоцикла «Урал» привезли и мою матушку, которая заплатила за «убитое» пальто штраф. Кстати сказать, с тех пор меня ни разу не штрафовали. Я законопослушный гражданин. Не пью и не курю, проштудировал всю литературу про наркотики и алкоголизм. Ценю дисциплину и порядок, как основополагающие явления в полиции. Правда, попытался прорвать милицейский заслон в Полоцке на гастролях, чтобы попасть на концертную площадку, где мне предложили пройти через ручной металлоискатель. Я возмутился, что «самого» Малежика не пропускают. Стал задабривать милиционеров анекдотами, от которых они со смеху надрывали животы, но без металлоискателя так и не пропустили. Похвально, что стражи порядка действовали в соответствии со служебными инструкциями.

Профессию полицейского я внимательно изучил в марте этого года, когда принял участие в съёмках многосерийного детективного фильма «Капитан Журавлёва». Играя роль, я соприкоснулся с трудностями профессии, которые преодолевала героиня — сотрудница специального экспертного отдела главка Варвара Журавлёва. Она расследовала загадочное убийство студентки, выясняя истинные мотивы, руководившие преступником.

— Вашей спутницей, верной подругой оказалась гитара семиструнная, а ведь когда-то вы выбирали между баяном и кибернетическим синтезом.

— В четыре года я пронзительно пел «Одинокую гармонь» на семейном празднике перед гостями, стоя на стуле по стойке смирно, руки по швам. Эта песня, вероятно, настолько задела фибры моей души, что я посвятил ей свои детские годы в музыкальной школе, выбрав для себя класс баяна. В общеобразовательной школе я был замечен в успехах по физике и математике, и когда закончил обе школы, встал перед дилеммой — музыка или математика. Выбрал последнюю, и в студенческие годы жизни в МИИТе я впервые и уже навсегда взял в руки гитару, выступая в кружке художественной самодеятельности института. И если посмотреть на список известных выпускников этого заведения, можно подумать, что это театральный вуз, на «худой конец» — гуманитарный, так как здесь выкристаллизовались Владимир Кузьмин, Сергей Галанин, Александр Масляков и многие другие известные персоны. Так вот, в своей дипломной работе «Кибернетический синтез музыки» я решил объединить два своих пристрастия. И сделал попытку сконструировать в чертежах машину, способную сочинять музыку.

— Какие яркие события вспомните из вашей почти полувековой музыкальной карьеры, вы ведь и с примадонной Аллой Пугачёвой тоже работали. Поделитесь, пожалуйста, вашими сегодняшними творческими планами.

— Сначала я был простым музыкантом, а позже стал солистом и выступал с группами «Голубые гитары» и «Пламя». Сегодня, например, считается, что три концерта — это мощный гастрольный тур, раньше с «Голубыми гитарами» я работал по 105 концертов в месяц.

Планка отбора в группу Павла Слободкина «Весёлые ребята» была очень высокой. Сначала я пел целый час, потом проходил модельный кастинг. В итоге группа состояла из физически развитых, с благородной внешностью молодцев. От Александра Барыкина, Алексея Глызина, Александра Буйнова девушки просто сходили с ума. В коллективе какое-то время в качестве суперсолистки работала Алла Пугачёва. Она была настолько сердечной, что следила за нашим сценическим имиджем, делая нам причёски перед выходом на сцену. В своё время Пугачёва звала меня под крыло в Театр песни, но у меня были конкретные сольные планы. Жалею только, что не стал автором её песен. В мои тридцать пять в музыкальных кругах уже утвердилось мнение, что я способен собрать стадион, и диапазон моего репертуара расширился от бардовской песни до рок-н-ролла.

Насчёт планов скажу, что сегодня реализуется интересный проект с музыкантами из группы «Весёлые ребята» состава первой половины 70-х. Мы объединимся для того, чтобы записать мою новую композицию под названием «Летаю во сне».

— Прочитав некоторые ваши произведения, я убедилась, что ирония, честность и чистота — верные спутники Малежика-прозаика.

— «Проблуждал долгое время по бескрайним просторам российской музыки, изрядно там наследив, я неожиданно оказался в незнакомой стране под названием Литература…» Я был впечатлён прочтением «Героя нашего времени» Лермонтова и написал свою автобиографическую поэму «Герой того ещё времени». Это романтическая история о любви принцессы и молодого музыканта. Когда я работал в ансамбле «Пламя», познакомился со студенткой хореографического училища Таной, которая имела отношение к камбоджийской королевской семье.

А доченька в Москве училась —
И па-де-де, и фуэте...
И в школе танцев всё так мило:
Бордо, шампань и канопе.

Принцесса взрослою девицей,
Семнадцати уже годков,
Красавицей и мастерицей,
Такой, что нету просто слов,
Чтоб описать свеченье кожи,
Фарфоровый отметить стан.

Ну, в общем, я не вышел рожей...

В её стране начался переворот, и, не дождавшись от меня предложения руки и сердца, она уехала на родину.

Горик деву проводил,
Но не очень-то грустил,
Парню в рок-н-ролле
Не к лицу подобны роли.

Будучи уже крепко женатым мужчиной, мы встретились — я, моя супруга и она, но это уже совсем другая история. А тогда в газете «Советская культура» появилось интервью Таны, в котором рассказывалось, что она даже сидела в тюрьме, затем её насильно выдали замуж. Когда политическая ситуация стабилизировалась, Тана возглавила театр балета в Пномпене. На вопрос корреспондента о самом светлом впечатлении от России, она ответила: «Знакомство с сыном простого московского шофёра, Вячеславом Малежиком».

У меня две внучки Лизонька и Катя. Впадая в детство, я на одном дыхании написал детскую книжку под названием «Василёк, Рыжик и новые друзья», которая насчитывает 35 стишков в стиле Агнии Барто.

Из книги:

«Гусак шипит, охраняя семью, а я простудился и тоже шиплю.»

«Воздушный змей улетел с перелётными птицами, мама сказала: плакать не смей, а то позову я полицию.»

«Читать Малежика так же захватывающе, непредсказуемо, как и слушать его песни. Никогда не знаешь, какой сюрприз он ещё преподнесёт, произведения обладают оригинальностью, интеллигентностью и интеллектуальностью... отчётливо прорезывается характер самого рассказчика, тонкого, наблюдательного, ироничного и чуткого», — так пишет известный писатель Андрей Яхонтов после прочтения книг «Портреты и прочие художества», «Понять. Простить. Принять», «Снег идёт 100 лет». Здесь можно найти сюжет на любой вкус: романтическую поэму, детектив с убийством на бытовой почве, мистический роман с «колдунами» советского образца, мемуары о себе.

— Ваш союз с актрисой театра «Современник» оказался не только брачным, но и творческим…

— Около сорока лет назад «Весёлые ребята» прибыли в Донецк на гастроли, где у меня завязался роман с актрисой местного народного театра, который перерос в крепкий союз. После окончания Школы-студии МХАТ Татьяну пригласили в Центральный детский театр, потом — в «Современник». Она пробовалась на несколько кинематографических ролей. Например, в картине «Экипаж» роль, которую впоследствии сыграла Александра Яковлева, должна была играть Таня, но она оказалась значительно выше ростом Леонида Филатова, её любовника по сценарию.

Совместное творчество вылилось в запись детской песни «Корова по имени Коза», которой Таня повышает градус, когда я выступаю сольно в течение двух с половиной часов. Наши таланты нашли отражение в детях, особенно — в Иване. Вкладывая в старшего Никиту, мы получили отдачу от младшего. Он неожиданно взял в руки гитару, стал музыкантом, у него своя группа «Weloveyouwinona». Он — известный персонаж на альтернативной сцене, его знают, на него ходят. Учится на кафедре продюсерского мастерства во ВГИКе.

В песне Малежика «Недавно и давно» есть строки: «и ещё до старости двести лет, потому что старости вовсе нет». Пожалуй, они в полной мере отражают настроение и состояние души артиста. У него всё тот же кураж и огромное желание творить и завоёвывать сердца слушателей.

Айрин Дашкова, Еженедельная гззета "Петровка, 38" N 25, 14.07.2015