Публикации

"ВИА "Веселые ребята": две виниловые пластинки"

10 апреля 2022 г.

Представляем избранные главы из книги Григория Макарова о записи альбомов ансамбля, в котором в 70-е годы работал и пел песни Вячеслав Малежик. В книге представлены интересные факты о «Весёлых ребятах» и участии Вячеслава в этом коллективе музыкантов, о недавнем проекте «Люди встречаются» и рейтингах дебютного винилового альбома 1987 года «Кафе Саквояж».


Григорий Макаров "ВИА "ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА": ДВЕ ВИНИЛОВЫЕ ПЛАСТИНКИ"


"Издательские решения" По лицензии "Ridero" 2021

Материал написан с большим и глубоким уважением к светлой памяти Павла Яко-
влевича Слободкина, а также ко всем музыкантам, имевшим когда-либо отношение
к ансамблю «Весёлые ребята». Книга создана на основе информации, публиковав-
шейся на страницах официального сайта ансамбля и различных интервью, опублико-
ванных в средствах массовой информации

ПРЕДИСЛОВИЕ

Искренняя признательность всем журналистам и авторам, чьи
книги, статьи, интервью, мемуары и иные материалы использова-
лись в работе над этой книгой.
Цитирование произведений осуществлялось исключительно
в информационных и полемических целях, в соответствии с автор-
ским замыслом, предполагавшим непосредственное и точное из-
ложение имеющихся свидетельств и известных точек зрения участ-
ников, очевидцев и исследователей описываемых событий,
в оправданном этим замыслом объёме, без чего создание истори-
ческой хроники представляется невозможным.
Отдельной строкой мне хочется поблагодарить за общение
и поддержку Вячеслава Ефимовича Малежика.
Этот материал написан с большим и глубоким уважением
к светлой памяти Павла Яковлевича Слободкина, а также ко всем
музыкантам, имевшим когда-либо отношение к ансамблю «Весё-
лые ребята». Книга создана на основе информации, публиковав-
шейся на страницах официального сайта ансамбля и различных
интервью, опубликованных в средствах массовой информации.
Особенная благодарность интернет-сайту www.via-era.narod.ru,
с которым я имел счастье сотрудничать, и лично его создателю Ва-
лерия Колпакову. Благодарность Александру Кудряшову, скрупу-
лёзному исследователю в области вокально-инструментальных ан-
самблей.



ХРОНОЛОГИЯ ЗАПИСИ АЛЬБОМА "ЛЮБОВЬ-ОГРОМНАЯ СТРАНА» (1974)


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЧЕРНОБРОВАЯ ДИВЧИНА

К 1972 году «Веселые ребята» был уже довольно сложившимся
коллективом со своим звуком и стилем. Первый же миньон (сингл
LP) принёс ансамблю поистине всесоюзную славу. Записанные
в ноябре 1969 г. на студии «Мелодии» четыре песни подняли попу-
лярность коллектива на небывалую высоту. Два кавера «Битлз»
на оборотной стороне пластинки не уступали оригиналам. Специ-
ально на оригинальную музыку «Drive my car» лидер-вокалист
Леонид Бергер написал русский текст и песня превратилась в «Ста-
ренький автомобиль». «Ob-La-Di, Ob-La-Da» только недавно, годом
ранее, вышел на битловском альбоме и в качестве кавера смотрел-
ся неплохо.
Но, конечно же, основными хитами первой маленькой пластин-
ки «Весёлых ребят» стали песни написанные нашими родными
отечественными композиторами на стихи Олега Гаджикасимова —
«На чём стоит любовь» (Олега Иванова) и, особенно, «Алёшкина
любовь» (Сергея Дьячкова). Первый виток популярности ансамбля
под руководством Павла Слободкина. И казалось, что впереди ещё
много чего предстоит, но, однако, вскоре оказалось, что не всё так
гладко, как задумывалось. Леонид Бергер собрался эмигрировать…
Впрочем, дадим слово самому Павлу Яковлевичу:

«Лёня Бергер поступил очень порядочно. Он за год до своего
отъезда подошёл ко мне и предупредил… Бас-гитарист [Вален-
тин Витебский] наш женится на киевлянке и уезжает в Киев.
Володя Фазылов уезжает в Ташкент… То есть первая линия вся
ушла. И надо было очень быстро всё это сделать. Это было
очень сложно… И, слава Богу, что быстро, в течение двух-трёх
месяцев мы нашли [новых] людей»
Диана Берлин, радиопередача «Мастера — Павел Слободкин»,
радио «Голос России», июнь 2010 г.

Что же касается ухода Витебского, то сей факт произошёл
на излёте декабря 1971 г. сразу же после возвращения из гастро-
лей по Чехословакии. Валентина заменил на бас-гитаре Евгений
Казанцев.

«Мы вернулись прямо перед Новым годом. Сразу же на следую-
щий день я написал заявление об уходе и улетел в Киев…. Он
[Казанцев] появился перед Чехословакией, играл на клавишных
и постепенно учил партию бас-гитары. Когда он выучил первое
отделение, то он становился на бас, а я в первом отделении иг-
рал на клавишных. К Чехословакии он уже знал весь репертуар,
но он с нами туда не ездил»
Валентин Колпаков, статья «Жизнь под знаменем «Битлз», 2006 г.

Именно Казанцев привёл к Павлу Яковлевичу Алексея Пузырё-
ва, главного аранжировщика будущего легендарного диска «Лю-
бовь-огромная страна», о котором у нас, собственно, и речь:

«Уходя, В. Витебский привёл на своё место Евгения Казанце-
ва. Е. Казанцев порекомендовал Алексея Пузырёва, с которым он
когда-то учился в хоровом училище имени Свешникова»
— Юрий Петерсон, книга «Я родился в поезде, или Поколение
ВИА», 2015 г.

Но самое главное, что в начале 1972 года на замену Л. Бергеру
пришёл Александр Лерман.

«В начале 1972 г. на замену Л. Бергеру пришёл Александр Лер-
ман. Это был высокий, красивый, статный и очень музыкальный
парень… Алексей [Пузырёв] привёл в группу своего товарища
по консерватории Владимира Сахарова».
— Юрий Петерсон, книга «Я родился в поезде, или Поколение ВИА», 2015 г.

Именно вокруг А. Лермана начинался строиться новый коллек-
тив.
«Тогда пришёл Саша Лерман… Думаю, что он был бы русский на-
циональный герой. У него мозги были «кантрёвые». Он любил
музыку бардовскую с элементами русского рока. И мы сумели по-
добрать ситуацию… Мы начали готовить пластинку «Лю-
бовь — огромная страна». Тогда, я думаю, по вокалу, по вокаль-
ной группе нам удалось создать, вот лично для меня, самый
удачный коллектив.
В группе пел Саша Лерман, естественно, — бэнд-лидер, как я
считаю. Вторым номером шёл Саша Барыкин. Третьим номером
шёл Слава Малежик. Четвёртым номером шёл Толя Алёшин.
Вот четыре человека плюс ещё подпевали два человека. Это
Алексей Пузырёв и Женя Казанцев. Поэтому это было такое
мощное, замечательное, вокальное пение, очень близкое к запад-
ному звучанию».

— Диана Берлин, радиопередача «Мастера — Павел Слободкин», радио «Голос России», июнь 2010 г.

В процессе поиска музыкантов Павел Яковлевич даже разме-
стил объявление в газете «Вечерняя Москва». Прослушивание про-
ходило на Лесной улице в ДК имени Зуева.

Вячеслав Малежик пришёл на прослушивание к Павлу Яковле-
вичу в аккурат на свой День Рождения 17 февраля 1973 г. Подыг-
рывали ему тогда Полонский (на барабанах) и Казанцев (на басу).
«Когда в начале марта я пришёл на первую репетицию ВР,
на ней присутствовали Лерман, Пузырев, Казанцев, Полонский, Ха-
базин и я. Слободкин рулил процессом из зала. Меня Паша попросил
посмотреть «День без выстрела» и «Песня, моя, песня». Я пришёл
подготовленным, и мы с листа их сыграли. Помню, как Лёша [Пузы-
рёв], да и Слободкин, потирая руки, говорили, что наконец-то ан-
самбль зазвучал. Лерман сказал, что вот-вот придёт из армии Алё-
шин, а Полонский сказал, что и Буйнов тоже на дембеле. «Вот они
вернутся, — сказал Паша, — и можно ехать на гастроли», — вспо-
минал в 2019 г. Вячеслав Ефимович.

Так по фрагментам стал формироваться звёздный состав. Пер-
вой записанной песней можно считать «Чернобровую дивчину».
Это случилось в апреле 1973 г.

«Я пришёл в апреле. Запись о приёме на работу у меня
от 06 мая. Первое моё участие в записи состоялось в песне
„Чернобровая дивчина“ для миньона»

Валентин Колпаков, статья «Марьяж с «Весёлыми ребятами» (интервью с А. Алёшиным), 2009 г.

Партии гитар записали Алексей Пузырёв и Валерий Хабазин,
пришедший в «Весёлые ребята» ещё в 1970 г. и игравший ранее
вместе с Малежиком в группе «Мозаика». Павел Слободкин приду-
мал и записал во вступлении звук по струнам, чтобы было похоже
на гусли. Лерман спел сольную партию. В вокальной группе приня-
ли участие Алёшин, Малежик и Пузырёв. Ритм-группу составили
Евгений Казанцев и Владимир Полонский.

«Мне думается Лерман с Пузырёвым поют основной голос
(тембр Лермана ярче, поэтому ощущение такое, что он поёт
один). Трудно определить по записи, кто поёт, потому что высшим
пилотажем было спеть будто поёт ансамбль однотембровых му-
зыкантов», — вспоминал в августе 2021 г. Вячеслав Малежик.

Достаточно быстро, уже в мае 1973 г., был подписан в печать
«гибкий» миньон (сингл, ГД 0003475) с только что записанной
«Чернобровой дивчиной» (В. Мануков — Т. Сашко) и прошлогод-
ним «Варшавским дождём» (Д. Тухманов — В. Сергеев). Запись
второй песни была сделана в ГДРЗ. Сольный вокал Лермана, бэк-
вокал А. Пузырёва и В. Сахарова, товарища Алексея по консерва-
тории, к моменту выхода миньона уже покинувшего коллектив.
Инструментальную фонограмму записали: Тухманов -рояль, Сло-
бодкин-рояль, Казанцев-бас-гитара, Пузырев -ритм-гитара, По-
лонский-ударные. Чуть позже эти же песни вышли и на «твёр-
дом» миньоне 33Д-00034709-10 с добавлением двух песен
на музыку Ю. Антонова и стихи Л. Дербенёва — «Если любишь
ты» и «Ну что с ним делать». Записи были сделаны тоже ещё
в 1972 г. Состав: П. Слободкин (рояль), А. Лерман (вокал и второй
голос тоже, губная гармошка), В. Полонский (ударные), Е. Казан-
цев (бас-гитара), В. Хабазин (гитара).

А в самом начале лета в «Весёлые ребята» пришёл и клавиш-
ник Александр Буйнов:

«Через пару месяцев после моего прихода появился А. Буйнов.
Его привёл Володя Полонский»

Георгий Симонян, статья «Мой голос не вписывался в формат» (Интервью с В. Малежиком), 2016 г.

«С лета 1972 г. и по лето 1973 г. отыграл в „Араксе“… К моему
приходу в „Весёлые ребята“ летом 1973 г….»

Николай Добрюха, книга «Рок из первых рук», Глава I — «Первые из могикан (А. Буйнов)», 1992 г.

В таком составе в августе 1973 г. ансамбль ушёл отпуск и музы-
канты встретились друг другом уже только в сентябре.
Осенью состав ансамбля пополнили ещё несколько участников.
В сентябре появился Александр Чиненков, в октябре Александр
Барыкин и Андрей Русанов:

«Слава [Малежик] представил меня Слободкину. И буквально че-
рез неделю меня вызвали на репетицию, и мы начали готовить
песенку „Любовь — огромная страна“. Уже после того, как я на-
чал работать, буквально спустя месяц-два взяли Сашу Барыки-
на»

Владимир Марочкин, статья «О музыкальной фабрике, которую построил Павел Слободкин»,
интервью с А. Чиненковым, 2004 г.

«Потом осенью пришёл Чиненков и буквально через месяц Руса-
нов»

Валерий Колпаков, статья «Марьяж с «Весёлыми Ребятами» (интервью с А. Алёшиным), 2009 г.

Началась работа над заглавной песней будущего диска. Аран-
жировку которой сделал брат Пузырёва — Геннадий Макеев. Сам
Алексей Пузырёв записал гитару. Вокал: Лерман, Алёшин, Барыкин
и тот же Пузырёв. Также приняли участие в записи: Буйнов (орган),
Казанцев (бас), Полонский (ударные), Чиненков (труба, бубен)
и Русанов (саксофон).

Примерно в это же время записывается и песня «Телефонная
связь». Состав музыкантов: В. Малежик — вокал, А. Пузырёв (бэк-
вокал), В. Хабазин (гитара), А. Буйнов (орган), Е. Казанцев (бас), В.
Полонский (барабаны).

Весной эта песня уже выходила на миньоне в исполнении
Юрия Антонова, однако под маркой «Весёлых ребят» на пластин-
ках она так в итоге и не появилась.
Спустя месяц, в ноябре, музыканты завершают работу над тре-
ком «Я к тебе не подойду». Текст припева песни придумал Игорь
Шаферан, всё остальные слова принадлежат перу Леонида Дербе-
нёва.

Инструментальный состав таков: Пузырёв (гитара), Буйнов (ор-
ган), Казанцев (бас), Полонский (ударные) и Слободкин (рояль). Во-
кал всё тех же Лермана, Алёшина, Барыкина и Пузырёва.
«Песню делал Лёша (Пузырёв). Я на фоно отыграл всю партию.

Лёша там на гитаре ножом играл. Эта песенка под Харрисона
сделана, наложением в терцию. Я там два раза наиграл, чтобы
было погуще»

Валерий Колпаков, статья «Братья. Часть 2. Геннадий» (интервью с Г. Макеевым), 2005 г.

В самом конце 1973 г. к коллективу присоединился соло-гита-
рист Игорь Дегтярюк, которого привёл А. Пузырёв. Проработав че-
тыре месяца, он покинул ансамбль уже в апреле следующего года.

Дегтярюк отметился на записи двух песен: «Всегда вдали»
и «Скорый поезд». Первая песня была записана в составе: Пузырёв
(гитара), Дегтярюк (гитара), Буйнов (орган), Чиненков (труба), Ка-
занцев (бас), Полонский (ударные). Вокал: Лерман, Барыкин, Алё-
шин и Пузырёв.

При сведении всех дорожек песни «Скорый поезд», звукоре-
жиссёр записи решил включить новый специальный эффект при
записи ударных инструментов, но не придумал как правильно его
применить. Решение нашлось неожиданно быстро:


«Скорый поезд» не получился на записи, так как Полонский
не смог сыграть… Тогда Тухманов нашёл классную вещь. Он про-
сто размазал по реверберации. Конец этой песни придумал Ба-
рыкин, взяв кусок из какой-то польской группы»

Валерий Колпаков, статья «Братья. Часть 1. Алексей» (интервью с А. Пузырёвым), 2005 г.

Состав на записи: Барыкин (вокал), Лерман (бэк-вокал), Мале-
жик (бэк-вокал), Алёшин (бэк-вокал), Пузырёв (гитара), Дегтярюк
(гитара), Буйнов (орган), Казанцев (бас), Полонский (ударные).
Так начинались записываться песни для будущего альбома.



ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ВЫХОД ВЕДУЩЕГО СИНГЛА

В январе 1974 г. ансамбль выезжает на гастроли в Курган
и Омск. С 6 по 10 февраля «Веселые ребята» гастролируют в Бар-
науле. А уже 18 февраля дают концерт в Брянске, трек-лист которо-
го сохранился.

Трек-лист:
01. «Песня, моя песня». В отличии
от классической версии 1972 г.
в концертном варианте в куплетах поют
Малежик и Лерман, в припеве к ним
присоединяется Пузырёв. Второй
куплет — основной вокал Малежика.
02. «День без выстрела». Вокальная
группа: Лерман, Малежик, Пузырёв,
Казанцев. Во втором куплете вокал —
Малежик. В конце песни слышен бэк-
вокал Барыкина.
03. «Любовь-дитя планеты». Как
и на пластинке основной вокал
Лермана.
04. «Двенадцать месяцев». Первый
куплет: основной вокал Дегтярюка.
Второй куплет: основной вокал
Барыкина.
05. «Твоя судьба». Вокал Барыкина.
06. «Если любишь ты». Как
и на пластинке основной вокал
Лермана.
07. «У берёз и сосен». Основной вокал:
Малежик. В припеве второй голос:
Алёшин. Бэк-вокал: Пузырёв.
08. «Поезд моей жизни» (кавер Боно).
Вокал: Малежик. Бэк-вокал: Пузырёв.
09. «Honky Tonk Woman» (Джаггер/
Ричардс). Основной вокал: Дегтярюк.
10. «Ну, что с ним делать». Как
и на пластинке основной вокал
Лермана.
11. «Когда молчим вдвоём». Основной
вокал: Лерман, как и на будущей
пластинке.
12. «Поговори со мной» (Нино Рота).
Вокал Барыкина.
13. «На земле живёт любовь». Основной
вокал, в отличии от будущей пластинки,
Алёшина, а не Лермана.

Вот как расположились основные голоса на концерте: на счету
Александра Лермана — шесть песен, Вячеслава Малежика — четы-
ре, Александра Барыкина — три, у остальных — по две.
Павел Яковлевич Слободкин делал ставку на Лермана, как
и предполагалась им вначале.
Через два месяца, в апреле 1974 г., ансамбль уезжает в га-
строльную поездку по Белоруссии (Брест, Могилёв, Гомель, Гродно,
Витебск, Минск) уже без Дегтярюка.

В мае на фирме «Мелодия» утверждён выход очередного «ми-
ньона» «На земле живёт любовь» (М62-35795-6) (Г62 0004059).
В аннотации на диске написано, что «песни, записанные на этой
пластинке, войдут в новый большой диск ансамбля —
— «Любовь — огромная страна».

Этот, так называемый, lead-single появился незадолго до выхо-
да основного альбома с целью его продвижения и рекламы.
В записи заглавной песни «На земле живёт любовь» (В. Добры-
нин — Л. Дербенёв) принимали участие Хабазин (гитара), Пузырёв
(гитара, бэк-вокал), Буйнов (клавишные), Казанцев (бас) и Полон-
ский (ударные), Малежик (бэк-вокал) и Лерман (основной вокал).
Июнь 1973 г.

В миньон также был включён кавер «На перекрёстке» («Down
on the corner») (музыка и слова Дж. Фогерти) из репертуара группы
«Greedence Clearwater Revival» 1969 г.
Сначала записали вариант на английском языке, но худсовет
эту запись не пропустил. Потом перезаписали уже с русским тек-
стом В. Дюнина «На лесной поляне». В итоге всё же выпустили
первоначальный вариант. Состав ансамбля на записи: П. Слобод-
кин, А. Лерман, Е. Казанцев, В. Полонский, А. Пузырёв, В. Хабазин.
Запись конца 1972 г.

Достаточно интересна судьба у третьей песни, включенной
в этот «миньон». «Когда молчим вдвоём» (П. Слободкин — Л. Дер-
бенёв) была записана в 5 студии ГДРЗ в июле 1973 г. «Я точно пом-
ню, что было две версии песни. В первой пели Лерман, Пузырёв
и я. Но потом Алёшин пришел и сказал, что теперь модно петь
с крупной вибрацией, как „Юрай Хип“. И Павел Яковлевич перепи-
сал вокал с Алёшиным и Пузырёвым», — вспоминает Вячеслав Ма-
лежик.

Тогда вышла первая версия. Однако, затем на двойном LP «Луч-
шие песни. 25 лет» 1991 г. (С60—31555 002) да и на переиздании
CD «Любовь — огромная страна» 2009 г. (ВоМВ 033—580) звучит
вторая версия. Инструментальный состав на записи: Павел Слобод-
кин-рояль, Александр Буйнов-орган, Алексей Пузырёв-гитара, Ва-
лерий Хабазин-соло-гитара, Евгений Казанцев-бас-гитара, Влади-
мир Полонский-ударные.

К лету 1974 г. были готовы ещё четыре песни для будущего диска.


«Диск этот мы начали записывать в 1973 г. и писали его долго
по мере накопления материала, поскольку всё время были в по-
ездках»

Валерий Колпаков, статья «Братья. Часть 1. Алексей» (интервью с А. Пузырёвым), 2005 г.


Песня «Что такого» примечательна тем, что Александр Лерман
сыграл на записи партию бас-гитары. Он же спел основную пар-
тию. Кроме него принимали участие в создании трека: Алёшин
(бэк-вокал), Пузырёв (бэк-вокал, гитара). Хабазин (гитара), Буйнов
(орган), Слободкин (рояль), Чиненков (труба), Русанов (саксофон),
Полонский (ударные).

В «Качелях» весны 1974 г. сольный вокал всё того же Лермана.
Алёшин записал ещё два голоса наложением, а затем ещё добавил
свой и Пузырёв. Инструментальная часть: Слободкин, Буйнов, Пу-
зырёв, Хабазин, Полонский, Казанцев, Русанов.

Песня В. Гамалии «Наша песня» переделалась полностью Алек-
сеем Пузырёвым. Он же записал и гитару и поучаствовал в бэк-
вокале. Основной вокал Александра Барыкина и Александра Лер-
мана. Остальные участники: Буйнов (орган), Чиненков (труба), Ка-
занцев (бас), Полонский (ударные).

Отдельного упоминания заслуживает песня «Отчего». Изна-
чально песня имела другое название — «Двенадцать месяцев».
С этим текстом она и исполнялась на концертах в 1974 г.

«Странная ситуация с песней „Отчего“. Мы в 1974 году пели ее
на концертах этим концертным составом с другим текстом.
Она называлась „Двенадцать месяцев“. Это значит, что она
еще была не записана…»
Валерий Колпаков, статья «Марьяж с «Весёлыми ребятами», 2009 г.

Перед самым выпуском пластинки на худсовете «Мелодии» по-
этам не понравилось ударение в слове «месяцев» и автор текста
Татьяна Алексеевна Сашко срочно переделала слова. Состав на за-
писи: П. Слободкин, А. Лерман, Е. Казанцев. В. Малежик. В. Полон-
ский, А. Пузырёв, В. Хабазин.
«По тембру можно идентифицировать только Лермана; все
остальные удачно „хамелеонят“ под него», — уточнил по поводу
вокальной партии Вячеслав Малежик в 2021 г.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. СЛУЧАЙ В ПОЛТАВЕ

Летом 1974 г. произошло событие, которое могло повлиять и,
конечно, повлияло на время выхода пластинки в свет и на окон-
чательный её трек-лист. Ансамбль покидает основной вокалист
Александр Лерман. Примерно в это же время фактически покинул
коллектив и Хабазин, вовсю репетировавший уже в ансамбле Ю.
Антонова. Хотя, конечно, потеря гитариста не шла ни в какое
сравнение с потерей основного вокалиста, на котором строился
весь репертуар.

Тем временем «Веселые ребята» продолжают гастрольный тур.
После Харькова ансамбль едет в Полтаву, где с большим размахом
празднуются два события. Во-первых, летом 1974 г. Полтава отме-
чает своё 800-летие. А во-вторых, именно 08 июля 1974 г. испол-
няется 265 лет со дня Полтавской битвы. На это событие в город
съезжаются все первые лица республики.

«Точно был юбилей Полтавской битвы и был день рождения А.
Чиненкова, — вспоминал впоследствии Вячеслав Малежик. —
С утра выезд в аэропорт — Казанцева и Полонского так
и не смогли разбудить. Они жили в одном номере. Павел Яковле-
вич [Слободкин] принимает решение оставить их в Полтаве и мы
уезжаем в аэропорт, откуда на самолёте АН-2 улетаем в До-
нецк… Слободкин поручил нашему администратору Якову Матвее-
вичу попробовать привезти ребят, узнав что они попали в мили-
цию...


«Да мы у Чиненкова в номере посидели, музыку послушали…
А мы с Казанцевым вдвоём жили в номере. Легли спать. А по-
том стучится дежурная, входят какие-то люди, нам гово-
рят: „Одевайтесь! Пошли!“ — и ведут куда-то. Нашлись ка-
кие-то свидетели, нас схватили, повели, объявили приговор —
и всё»
Владимир Марочкин, статья «Загадка Владимира Полонского», 2004 г.

Получилось в итоге, что и Казанцев, и Полонский схлопотали
по 15 суток в милиции за хулиганство и отстоять их перед руковод-
ством Москонцерта Слободкину не удалось. Сразу же после выхо-
да коллектива из отпуска, 02 сентября 1974 г., их официально
увольняют.

А пока на дворе июль и перед концертами в Донецке и Мариу-
поле (Жданове) «Весёлые ребята» остаются без привычной ритм-
секции.«В то время в такой ситуации их невозможно было отмахать
так, чтобы не распался коллектив… Отработали, уже без них,
в авральном режиме. Саша Чиненков сел за барабаны, а Буйнов
взял бас-гитару.»
Валерий Колпаков, статья «Марьяж с «Весёлыми ребятами» (интервью с А. Алёшиным), 2009


После возвращения из отпуска Буйнов остаётся на бас-гитаре,
а место за барабанами занимает новый участник — Борис Богры-
чёв, которого привёл в коллектив всё тот же Буйнов. Примечатель-
но, что кандидатура Богрычёва рассматривалась ещё в 1969 г., ко-
гда самому Борису было всего 16 лет.


«Боря был гораздо более ярким артистом. Его соло — это одно
из самых ярких событий концерта… Он играл не только, как ба-
рабанщик, но и как актёр на сцене»
Валерий Колпаков, статья «Марьяж с «Весёлыми ребятами» (интервью с А. Алёшиным), 2009 г.

Обновленными составом ансамбль выезжает на гастроли
во Владимир и Кострому (сентябрь — октябрь). В ноябре принима-
ет участие в сборных концертах в Кирове (Вятке) и Куйбышеве
(Самара). Интересен трек-лист ноябрьского концерта «Весёлых ре-
бят» в Москве:

01. «Марш из к/ф «Весёлые ребята»
(вокал: Алёшин, Барыкин, Малежик,
Пузырёв)
02. «Это Москва» (вокал: Алёшин,
Барыкин, Пузырёв)
03. «Дневник Тани Савичевой»
(Барыкин (соло-вокал), Алёшин (текст,
вокал))
04. «Любовь- дитя планеты» (соло-
вокал Алёшина)
05. «Двенадцать месяцев» (Алёшин
(первый куплет), Малежик (второй
куплет)
06. «Поезд жизни» (вокал Малежика)
07. «Так утроена планета» (вокал
Алёшина и Барыкина)
08. «Скорый поезд» (вокал Алёшина
и Барыкина)
09. «Когда молчим вдвоём» (вокал
Алёшина)
10. «Я еду к морю» (вокал Барыкина
и Алёшина)
11. «Наташа» (вокал Малежика)
12. «Наша песня» (вокал: Алёшин,
Барыкин, Пузырёв)
13. «Забыть бы» (вокал Алёшина)
14. «Полоса невезения» (вокал
Барыкина)
15. «Честно говоря» (вокал Малежика)
16. «Больше жизни» (вокал Алёшина)
17. «У той горы» (вокал Барыкина
и Алёшина)
18. «Варшавский дождь» (соло-вокал
Барыкин, вокал: Алёшин и Пузырёв)
19. «Мисс Вандербилд» (вокал: Пузырёв
и Малежик)

Получается, что вполне удачно удалось заменить основного во-
калиста Лермана.
В концертном варианте вокальная основная нагрузка легла
на Алёшина (74% песен), Барыкина (53%) и Малежика (32%). Плюс
Пузырёв (21%).
Однако в песнях, уже отобранных для будущей пластинки, по-
чти все вокальные партии принадлежат Александру Лерману и Па-
вел Яковлевич Слободкин оказался в очень в непростой ситуации
накануне окончательного утверждения диска.


ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. ПОСТСКРИПТУМ

В начале этого века Павел Яковлевич Слободкин активно за-
нимался реставрацией и переизданием старых записей. В числе
многих других был выпущен и диск «Любовь — огромная стра-
на». На официальном сайте «Весёлых ребят» 25 ноября 2009 г.
появился следующий анонс: «Выпуск CD приурочен к 35-летию
со дня выхода LP с аналогичным названием. Новый CD будет
представлен именно в том варианте песен, которые Павел Сло-
бодкин собирался включить в пластинку в 1974 г. Но тогда,
по причине редактуры фирмы „Мелодия“, список песен пришлось
изменить».

Диск поступил в продажу 16 февраля 2010 г. В итоге в трек-
лист переиздания было включено только семь песен оригинально-
го альбома: «Любовь — огромная страна», «Я к тебе не подойду»,
«Качели», «Скорый поезд», «Наша песня», «Всегда вдали» + в каче-
стве бонуса «Что такого».

Включены так же две песни миньона 1974 г. которые и долж-
ны были там оказаться изначально: «На земле живёт любовь»
и «Когда молчим вдвоём». Песня «На перекрёстке» из того же
миньона не была включена по причине неурегулирования прав
на издание.
Дополнительно включены и песни с миньонов предыдущего
1973 г.: «Чернобровая дивчина», «Песня, моя песня», «Варшавский
дождь» и «Любовь — дитя планеты».


В итоге лишились своего места на альбоме три песни, которые
были добавлены в LP 1974 г. в последний момент: «Это Москва»,
«Вечная весна» и «А мне-то зачем».
Через пять лет, в юбилейный год 40-летия выхода в свет пла-
стинки «Любовь — огромная страна» музыканты, участвовавшие
в его записи собрались вместе и представили на суд слушателей
новый альбом, записанный в студии с помощью лидера группы
«Старый приятель» Александра Зарецкого.

13 мая 2015 г. по случаю юбилея Анатолия Алёшина в москов-
ском концертном зале Центрального Дома Художников состоялся
концерт, на котором состоялась презентация проекта «ВИА НЕВЕ-
СЁЛЫЕ РЕБЯТА». Прозвучали песни: четыре старые песни «День
без выстрела», «Чернобровая дивчина», «Отчего», «Ни минуты по-
коя» плюс одна новая «Лето», авторства Вячеслава Малежика.
Состав был следующий:
Алексей Пузырев — рояль, гитара, вокал
Александр Чиненков — труба, перкуссия, ударные, вокал
Анатолий Алёшин — вокал
Вячеслав Малежик — гитара, вокал
Александр Зарецкий — гитара, бас-гитара, вокал.

Небольшой фрагмент разговора музыкантов перед исполнени-
ем песен:

Алёшин: «Мы работали вместе в одном
ансамбле — и я, и Слава, и Саша
Чиненков, а Леша Пузырев был
не только музыкальным руководителем,
но и писал все аранжировки для этого
ансамбля, не называя его имени… Нам
запретил произносить со сцены
название этого ансамбля один
серьезный профессор…. Он запретил
произносить название вслух. Поэтому я
и не произношу, но все его знают… Так
получилось, что из того состава мы одни
в живых и остались… Где Саша Лерман,
где Боря Богрычев…?»
Чиненков: «А где Александр Буйнов?»


Алёшин: «Александр Буйнов
на Олимпе… Короче, мы решили
собраться и возродить дух того
времени, решили вспомнить, как мы это
делали тогда, в те далёкие годы…
И очень хотелось попеть
многоголосие… Сейчас это не тренд.
Сейчас говорят — формат не формат,
тренд, не тренд…»
Малежик: «Кончай трендеть! Давай
попоём!»

В 2016 г. появился в продаже альбом (в форматах LP и CD) му-
зыкантов, непосредственно принимавших участие в записи LP
«Любовь — огромная страна» 1974 г. под названием «Люди встре-
чаются». Название решили поменять из-за фактического запрета
П. Я. Слободкина на любое упоминание, так или иначе, торговой
марки «Весёлых ребят».
Альбом музыканты посвятили памяти ушедших музыкантов:
«Всегда в нашей памяти Александр Лерман, Владимир Полонский,
Сергей Дроздов, Александр Барыкин, Борис Багрычёв, Евгений Казан-
цев, Сергей Дьячков».

В числе песен присутствует и новая версия «Чернобровой див-
чины» (вокал Зарецкий, Пузырёв)

«Недавно мне прислали новый вариант записи „Чернобровая див-
чина“ в исполнении группы Саши Зарецкого „Люди встречаются“.
Мне она понравилась»
Валерий Колпаков, статья «Светлая печаль Рудольфа Манукова», 2016.


Бонус-треком была издана песня «День без выстрела» (Д. Тух-
манов — В. Дюнин). Основной вокал: Малежик. Бэк-вокал: Алёшин,
Пузырёв, Чиненков, Зарецкий.

Через некоторое время, в 2021 г., планировался и второй диск
группы, но неожиданная смерть Александра Зарецкого внесла
свои коррективы в эти планы…

...


11 декабря 1987 г. в эфир радио «Маяк» вышел очередной вы-
пуск программы «Место встречи на Маяке» популярного журнали-
ста Артура Макарьева с уникальной информацией по тиражам про-
даваемых виниловых пластинок, выпущенных в 1987 г.
Примем на веру эти данные, которые по словам Артура Вале-
рьяновича были специально подготовлены самой фирмой «Мело-
дия» на основании данных самой фирмы, Центрального дома
грампластинок, Апрелевского завода грампластинок и торговых
организаций.

По сути это был первый хит-парад, составленный именно
по данным продаж, а не на субъективном мнении тех или иных
лиц. Ни до этого, ни после такие данные по определённому году
не раскрывались для широкого круга лиц.
Отбросим все сборники и расскажем о десяти самых продавае-
мых виниловых дисках 1987 г. Отметим отдельно как и альбом са-
мих «Весёлых ребят», так и альбомы бывших «весёлоребятовцев».

Вячеслав Малежик с дебютным альбомом «КАФЕ «САКВОЯЖ»
на шестом месте — 744,8 тысяч. Двенадцать песен бывшего вока-
листа «Весёлых ребят», из которых самые известные — это «Моза-
ика», «Дорога» и «Картина любви»…

В итоге из 10 лучших по продаваемости виниловых пластинок
1987 г. «Весёлые ребята» так или иначе имеют отношение более
чем к половине представленных. В этом году популярность коллек-
тива поднялась на новую высоту, за которой, как и следовало, по-
следовал некоторый спад. Номерных дисков у ансамбля больше
не выходило вплоть до следующего столетия.


ПОЛНОСТЬЮ КНИГУ ГРИГОРИЯ МАКАРОВА "ВИА "ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА": ДВЕ ВИНИЛОВЫЕ ПЛАСТИНКИ"
МОЖНО ПРОЧИТАТЬ << ЗДЕСЬ >>

Избранные главы из книги публикуются с согласия автора -  Григория Макарова и Вячеслава Малежика.
Электронный вариант книги опубликован с согласия автора.