"СУПЕРСТАР": Post Scriptum с сюрпризом.
"СУПЕРСТАР": Post Scriptum с сюрпризом. Обзор песен.
Подводя итоги моего участия в проекте «Суперстар. Возвращение», скажу, что получил огромное удовольствие от своей работы, когда каждая песня, срепетированная и спетая мной у Такменева и компании, была отдельным приключением и удовольствием, пережитом мной в сентябре- декабре двадцать второго. Попробую вспомнить эти песни, не включая в этот список «Провинциалку» и «Зима, зима». Почему не включил в этот список свои старенькие хиты? Просто преодоление, которое сопровождает каждое новое появление произведения искусства, практически не было. Я ничего в них не изобретал, спел в том состоянии, которое было на момент исполнения песни. И они не подвели… Аплодисменты были хорошими, но ожидаемыми. С другими номерами пришлось решать каждый раз новые задачи.
«Ты милого узнаешь по походке…»
Дерзну сказать, что песню мне в какой-то степени «насоветовали» для исполнения в проекте.
Это был тур, когда пелись «Хиты на века». Мое предложение спеть песни Литл Ричарда или Роя Орбисона отклонили, объяснив, что отступные были слишком велики. Я предложил «Сувенир» Демиса Руссоса, но, покрутив песню, решил, что в припеве, который поётся просто в стратосфере, имею шанс выпустить целую стаю петухов. Я отступил, равнодушно махнув рукой на предложение Такменева спеть «Милого». Взял тайм-аут в один день и следующим утром сообщил Вадиму, что спою песню, предварив ее маленькой ремаркой.
- Что ты хочешь сказать? - спросил меня Такменев.
- Я скажу зрителям о том, что это песня, судя по тексту, должна петься женщиной, а ее все, известные мне исполнители, поют предельно брутально. И Гарик Сукачев, и Александр Скляр, и Алёша Дмитриевич на протяжении долгого времени вводят в заблуждение слушателя, и я хочу эту гендерную путаницу завершить, спев песню от имени дружка героини либо её родственника мужеского полу.
Такменев мне пошёл навстречу и дал добро на мой монолог. В итоге своё пение я сопроводил моими пояснениями и был уверен, что песня теперь звучит свежо и отлично от версии Гарика. Но… Если зрители в зале услышали мое пылкое пояснение, то многомиллионная телеаудитории осталась неинформированной и восприняла песню так, как восприняла.
Уже после проекта я решил изучить историю «Милого», выяснив, что данный вариант песни является производным от известного романса «Зачем тебя я, милый мой, узнала» начала XX века. В 1913 году Дмитрий Ершов-Ростан спел песню «Скоро милая уедет» на ту же музыку, а уже вариант, каким его знаем мы, записал впервые Юрий Морфесси. Если бы я услышал этот вариант до записи «Суперстара», то вероятно выбрал бы именно такое оформление песни.
<< Слушать песню "Ты милого узнаешь по походке" >>
«Честно говоря»
Во-первых, песню Сергея Дьячкова и Михаила Ножкина выбрал поскольку она мне нравилась и во-вторых, я ее пел уже на протяжении полувека под гитару в различных компаниях. Это был день, когда предлагалось спеть номер ушедшего из жизни артиста. Я сразу предложил «Imagine» Леннона... Мы понимающе улыбнулись друг другу с Такменевым. Тогда я предложил «Снег кружится», к которому были причастны мои ушедшие товарищи Сергей Березин и Юра Петерсон. Но выяснилось, что решить проблему с наследниками Березина ещё труднее, чем найти консенсус с Битлами. Я предложил, что-нибудь из песен, спетых Сергеем Дроздовым…
- Дрозд - твой дружок. Это нечестно.
- А он как-то не так умер? - спросил я.
Телевизионщики одновременно все пожали плечами. Я предложил песню Дьячкова, которую лихо спели «Цветы». «Это совсем другое дело» - сказали мне, и мы ударили по рукам.
Я неплохо спел песню и ее неплохо приняло (правда без особых восторгов) жюри. И я остался в числе аутсайдеров проекта, с любопытством ожидая следующих туров.
<< Слушать песню "Честно говоря" >>
«Снегири»
Мне очень нравится Серега Трофимов, причем нравится, как автор, как артист, так и как замечательный парень. Когда -то, когда он ещё не стал легендой шансона и Саша Иванов не спел альбом песен, придуманных Трофимом, он пригласил меня на презентацию своих песен в один из московских клубов. И сразу возникла взаимная симпатия, которая продолжает бодрствовать до сегодняшнего дня. Я стал поклонником Трофима, а он время от времени позванивал мне и справлялся о моих перипетиях в жизни. И у меня в машине появился CD Трофима, который постоянно звучал в моих поездках. А потом я его пригласил на свой юбилей в Кремль, и Серега здорово спел мою песню «Жизни не хватит». У меня неожиданно появилось ощущение, что я его должник. И вот в «Суперстаре» у меня появилась возможность «расплатиться» с Трофимом. В туре, где пелись песни в стиле «Шансон», я первым успел ухватиться за замечательную песню Сереги «Снегири», которую любил уже 20 лет. Все проморгали эту жемчужину и не стали со мной соперничать. И Слава Богу.
Я ничего не изобретал… Спел так, как будто сам ее написал, причём отлично зная героиню. И получилось… Все члены жюри поставили мне высшую оценку. А Такменев неожиданно дал мне возможность спеть для Леры Кудрявцевой (член жюри) серенаду глаза в глаза под гитару. И Лера спустилась на сцену, и импровизация удалась. Жаль мое пение не оценивалось. Но если бы «Я и лицо твоё не помню» включили в официальный зачёт, то меня бы наверняка обвинили в употреблении допинга - Лера в постели была особенно хороша (по сценографии я пел на многоспальной кровати).
<< Слушать песню "Снегири" >>
«Купидон»
Когда дело дошло до песен А. Зацепина, в голову на память пришли целая дюжина песен, спетых Пугачевой, Расторгуевым, Долиной, Анциферовой, Золотухиным… Короче многими и многими. И очень не хотелось, чтобы меня с ними сравнивали. Я долго думал, что бы такое спеть, чтоб не соперничать с нашими самыми-самыми. И выбрал песню про «Купидона», прослушав практически две одинаковых версии песни в исполнении Даля и Харатьяна. Начал я с гитарой в руках пробовать спеть эту вещь в различных стилях. Меня привлекал широкий венский вальс и этакий кантри-рок. Такменев сказал, что в прошлом сезон кто-то из артистов просадил атмосферу концерта стилем танго. Я понял и отказался от вальса.
Я подумал ещё, но очень не хочется петь про «есть только миг» или с криком «танцуют все» спеть песню, которую под фонограмму успешно спел герой Куравлева. А ещё вспомнил, как «трутся об ось медведи» или вместо Ведищевой спеть про «помоги мне» во время продажи бесстыдного халатика». А потом припомнил 75-й год, «Веселых ребят» и Аллу Пугачеву, которая начала записывать песни Зацепина. Она писалась в домашней студии Александра Сергеевича. Наш гитарист Вадим Голутвин несколько раз был с Аллой в этой студии и рассказывал нам, как там круто.
Тогда я остановил свой выбор на «Купидоне», решив его сделать максимально рок-н-рольно.
Александр Сергеевич услышал песню про «Купидона» в моем изложении. И она его, наверное, даже разозлила. Оправдание: «А судьи кто?» - в данном случае не проходило. Что ж, постарался не проецировать расстройство на своём лице.
Так… Вот и я стремительно приблизился к черте расставания с проектом.
Но остаюсь во мнении, не обращая внимания на строгости мэтра, что песня получилась.
<< Слушать песню "Купидон" >>
«Проститься»
При выборе репертуара для очередных туров, который происходил, аж, с августа месяца, я споткнулся, мне нужно было определиться с песнями последнего десятилетия и «диско-шлягером 90-х». Почему? Да, просто на дискотеки я не ходил, а в телеке, где пели песни старые и новые звёзды, меня упорно крепко ничего не цепляло. Но потом в памяти всплыли две песни, которые я решил спеть: песня моего старинного дружка Андрея Державина «Не плачь, Алиса» и любопытная композиция группы «Ума Турман» «Проститься». Об «Алисе» расскажу чуть позже, а о «Проститься» порассуждаю сейчас.
Где-то в начале нулевых я обратил внимание (слушал я все-таки радио, особенно в автомобиле) на группу, которая, так мне казалось, стояла особняком в информационном потоке, лившимся из наших СМИ. Они пели про девушку Прасковью, ещё о чем-то, что сразу и не вспомню - при этом складно и небанально рифмовали слова, тактично положив их на попсовые ритмы, которые не отвлекали от восприятия текста. В поэзии я улавливал влияние наших бардов и в первую очередь Митяева, а в музыкальных интонациях я вдруг узнавал Кузьмина, Трофима и даже, отважусь сказать, раннего себя. По радио часто крутили их номер «Проститься»; ее я и решил спеть в туре, где исполняли песни последнего десятилетия. Я отыскал ее в интернете, скачал, списал слова и начал думать, как мне ее наиболее продуктивно уестествить. Слова мне в целом понравились, но первый куплет показался невнятным и путанным, хотя во втором и третьем куплете складывалась история. И аранжировочную работу над песней я начал с того, что решил петь со второго куплета, первый в значительной степени кастрировав и отправив в самый конец песни. Мой речитатив в коде - это как раз 4 сточки из первого куплета. Справившись с литературной частью, я приступил к переосмыслению музыкальной. Мне показалось, что, если я повторю интонации «Умы», у меня получится ресторанная версия песни, когда музыканты на «парнас» (на заказ) играют песняк даже не порепетировав. Я предложил своим музыкантам отправиться в свободное блюзовое плавание, в котором мне легче будет передать мои душевные невеселые переживания, происходящие с моим героем. И, если блюз команда аранжировщиков приняла сразу, то мои пластические операции с текстом, не побоюсь этого слова, испугали редакторов и музыкантов. Мой дурацкий аргумент, что никто и не заметит, был насмерть затоптан, а потом я сказал, что в моем варианте песня длится ровно три минуты и нас никто не обвинит в растранжиривании дорогого телевизионного времени. И я их победил. Песня была сделана по моим лекалам, слушали ее с любопытством, как я и предполагал моих экспериментов с текстом жюри не заметило, а Маша Распутина даже сказала, что первый раз поняла, о чем песня. Были жаркие баталии и мне не все судьи поставили высшую оценку, отправив меня в нокдаун. Было не ясно, встану ли я после счёта «девять»… Не встал, меня вынесли с ринга и проект величаво поплыл дальше без меня.
<< Слушать песню "Проститься" >>
«Я тебя отвоюю»
По регламенту проекта «Суперстар», выбывающий в данном туре участник конкурса имел право на прощанье со зрителем спеть одну из песен, которую он готовил к этому турниру. У меня к этому моменту остались неспетыми песни Игоря Крутого «Я тебя отвоюю», державинская «Не плачь, Алиса» и «Я уеду жить в Лондон», которую пели Лепс и Тимати. Песню про Лондон мы готовили с Владимиром Левкиным для тура, в котором участники проекта пели дуэтом с номинантами прошлых «Суперстаров». Левкин пел за условного Тимати, упражняясь в рэпе, а я истериковал за Лепса, озвучивая своё желание проживать в столице Британской Империи. Получалось (почему, не знаю) не очень, но у нас ещё было время для шлифовки материала. И однажды я, в присутствии Вадима Такменева брякнул:
- Во время интенсивных поездок британского премьера Джонсона в Киев и украинского президента Зеленского в Лондон, желание искать свободную жилплощадь на туманном Альбионе выглядит несвоевременным и где-то даже дерзким.
И вскоре Вадим уволил песню из программы, не вдаваясь в лишние объяснения. «Не очень-то хотелось», - подумал я, - мы лучше другой дуэт споём.
Но в этот раз очередь до совместного песнопения у меня не дошла. Переживал ли я? Да, нет… Как по мне, так у нас с Володей что-то не сложилось. Может это и заметил Такменев.
Выбор из двух песен был для меня очевиден: я решил спеть песню Игоря Крутого на стихи Цветаевой. Она мне далась сложнее (я ее репетировал с фонограммой Билана), так как Дима пел достаточно высоко, то я придумывал каким местом мне взять эти ноты, чтобы они были убедительны. Я сумел это сделать, поняв, что многие вокальные кондиции ко мне после болячки вернулись. И потом драматически я старался передать сложные взаимоотношения героя, героини и там одной (как я придумал… Цветаева, автор текста, может быть имела ввиду кого-то другого) гражданки с косой. И, по-моему, получилось. Я, как Л. И. Брежнев, испытал чувство глубокого удовлетворения от проделанной мной и звукорежиссёрами работы.
<<Слушать песню "Я тебя отвоюю">>
«Не плачь, Алиса»
Я прослушал несколько раз, как поёт Андрей Державин и понял, что Андрей на фонограмме звучит так молодо, что мой голос, отпечатавший на себе всю мою биографию, не сможет даже при всем моем желании трансформироваться в голос безусого юнца, и поэтому ничего особенного мне придумывать не надо - мы с Андреем разные. И я спел так, как это придумал Андрюха, кое-где добавив второй голос. Версию этой песни, спетую Сашей Кутиковым, я даже не слушал, чтобы не вступить в острую конкурентную борьбу с «Машиной».
<< Слушать песню "Не плачь, Алиса >>
А теперь, обещанный мною сюрприз!
Это мой маленький бонус читателям, которым хватило терпения дочитать мои воспоминания о приключениях артиста Малежика во время съёмок программы «Суперстар. Возвращение». Я уже упоминал о песнях Роя Орбисона «Красотка» и Литтла Ричарда «Люсиль», которые по финансовым соображениям мне не позволили спеть в программе. У меня к этим песням особое тёплое и благодарное отношение.
«Pretty Woman» & «Lucille»
Если я не ошибаюсь, в январе-феврале 1964 года в одной из центральных газет вышла разгромная статья Никиты Богословского о «The Beatles», где они были выставлены полными недоумками и все это сопровождала карикатура. Судя по всему, статейка появилась под покровительством, ох, каких высоких чинов.
Я прочитал эту липкую, дурнопахнущую статейку, и страшно заинтересовался, кто же такие эти жуки-ударники? С головой нырнув в волны нашего радиоприёмник «Sakta», чтобы услышать, как и что поют эти волосатые «недоумки» из Ливерпуля. Я плавал в волнах БиБиСи, «Голоса Америки», радио «Люксембург». Море красивой музыки… Я услышал (в том числе и битлов), но ни разу диктор не объявил, что сейчас поют именно «Битлз». А в это время на всех западных радиостанциях крутили «Pretty Woman», тоже не говоря, что это Орбисон. Хотя может и говорили, но я знал Пресли, Армстронга, Фитцджеральд, а слово «Орбисон» проскакивало мимо моего сознания. Ну, не был мой английский настолько хорош, чтобы во всем разобраться. Я был уверен, что «Красотку» поют именно Битлы.
А потом во время музыкальной передачи БиБиСи крутанули несколько песен Битлз, и я их, во-первых, узнал (много раз их слышал во время своих радиотрипов), а во-вторых, они мне понравились. Позже я услышал и «Красотку», представленную диктором. Я узнал автора и исполнителя моей любимой песни. Рой Орбисон… как жаль! Как жаль, что не «Битлз» спели мою любимую песню. И с тех пор она занимает особое место в фонотеке моей памяти, до сих пор вызывая нежные чувства. И я не знаю, почему у меня каждый раз выступают слёзы в фильме «Красотка», когда герой Ричарда Гира пробирается на балкон своей возлюбленной (Джулии Робертс)… То ли великолепная актерская игра? То ли удивительная песня и голос Роя Орбисона.
И мне захотелось ее спеть для Вас… Да, и для себя тоже!
<< Слушать песню "Pretty Woman (Красотка)" >>
А так, как я хотел спеть и «Люсиль» Литтла Ричарда, то спел и эту песню. Ну не могу себе отказать в этом желании. Уж, извиняйте вашего дядю Славу…
<< Слушать песню "Люсиль" >>
На этом - ВСЁ! Тарам-парам-пам!
Оригинал статьи взят с интернет-канала Вячеслава Малежика на "Дзен. Музыка"