"Необыкновенный концерт"
НЕОБЫКНОВЕННЫЙ КОНЦЕРТ.
- Долго жить и умереть в один день, - так рекомендовали принцу и принцессе создатели сказок, благословляя ее героев на продолжительную счастливую жизнь. Конечно, это здорово, когда в период жизни, который какими-то номенклатурными товарищами был назван «веком доживания» или «периодом доживания» (что по сущности не меняет смысл этого определения), ты рука в руку идёшь по жизни с любимым человеком. Но если вдруг рука твоя освобождается и некому сказать тебе «доброе утро» и пожелать «спокойной ночи», то жизнь становится, особенно, если и дети живут своей жизнью, бессмысленной и никто не нуждается в твоём тепле, которое ещё регулярно вырабатывает твой организм. Бессмысленное разглядывание телепрограмм и чтение книжек не спасают от звенящей пустоты квартиры, а телефон упрямо молчит.
Грустно? Конечно, грустно, но спасает вера в Бога, а впрочем и в какой-либо пусть даже фальшивый идеал. Но… И тогда, на мой взгляд, на помощь должно прийти государство, церковь и просто неравнодушные люди. Дома престарелых и богадельни существуют давно; но они решили часть проблемы. Я знаю, что многие мои сверстники (да, да уже мои сверстники) пугаются одного только названия разных там домов «престарелых» - ну, не смирились они со своими годами и хочется им от жизни ещё брать и отдавать. Эти грустные мысли, что скрывать, приходят порой и ко мне, когда вдруг не сочиняется и не зовут на концерт попеть для людей. И вот однажды…
И вот однажды хороший товарищ нашей семьи Игорь Калядин (замечательный актёр и кинодокументалист) рассказал нам, что сделал фильм об удивительном Доме ветеранов сцены имени великой русской актрисы Марии Савиной. Дом, который приютил артистов, достойно отслуживших свой век на театральных подмостках. Фильм был безумно интересным и познавательным. Мы узнали его более чем вековую историю; увидели, в каком порядке его содержат хозяева (питерские власти смогли сохранить и приумножить его реликвии). И захотелось посетить этот дом и спеть для его обитателей, тем более что в его стенах пели Ф. Шаляпин и А. Нежданова, играли Э. Гилельс и Д. Ойстрах. И подоспели мои выступления в Санкт-Петербурге, и мы созвонились с начальством Дома актера и предложили провести совместный вечер с обитателями, которые в нем жили, попев песни и, если можно, погулевонить немного, даже со спиртными напитками. И получили добро. И мы приехали в Дом ветеранов сцены, и нам сделали экскурсию и мы, по-человечески порадовались и за актеров, которые живут в комфортных условиях и за гостеприимных хозяев, которые сумели рачительно воспользоваться средствами, отпущенными государством (а вы говорите коррупция). Наконец нас привели в зал, в который в качестве зрителей пригласили обитателей Дома-приюта для провинциальных артистов. А до начала выступления мы с моей женой и нашей провожатой Ириной Михайловной, настоящей питерской интеллигенткой, посетили церковь, располагавшуюся в том же здании. Мы с Татьяной дерзнули спеть припев песенки «Мста» - прозвучало божественно. Наша компания вернулась, назовём так, в концертный зал и я расположился рядом с роялем, на котором аккомпанировали Фёдору Ивановичу и вскоре зал начал потихоньку набираться. В первых рядах будущей аудитории пришёл очень колоритный чёрный кот, занявший самое ближнее к микрофону кресло. Его никто не попросил уступить место и кот торжественно отсмотрел мое выступление «от» и «до». Самое любопытное, что он обнюхал (поприветствовал) всех, всех, всех. Зрители в тот вечер были практически моими, то есть почти 100% - барышни пост-бальзаковского возраста. Концерт был для публики 70+ и дяденьки почти совсем отсутствовали. Правильно гласит истина, что женщины более живучими задуманы Богом, так как им надо рожать. И зал потихоньку наполнился. И у меня разыгралось волнение, которое я мог бы сравнить с
предэкзаменационной лихорадкой. Многоопытные ветераны сцены, прошедшие все возможные и невозможные коллизии на сцене, были готовы после моего окончания песнопений вынести свой приговор бурными-несмолкающими или жидкими аплодисментами. И я давно непевший перед худсоветами не на шутку взволновался.
И начался мой концерт… И меня разглядывали и оценивали (хотя Таньку разглядывали внимательней); и в меня вслушивались и вдумывались в тексты моих песен. А потом зритель начал потихоньку подхлопывать в такт и даже иногда подпевать мне. Причём это произошло одновременно с отходом ко сну нарядного кота с первого ряда. Маленькая поправка: отсутствие мужчин-ветеранов в значительной степени компенсировалось парой персонажей в половозрелом возрасте (главный инженер и завхоз). Гарные парубки громко подхлопывали и подпевали. И девушки тоже завелись. В конце вечера у нас был сводный хор и даже пара актрис пустились в танец, компенсируя отсутствие подтанцовки в моем художественном полотне. «Провинциалку» публика спела уже стоя, безжалостно разбудив кота.
Публика меня бисировала; я пару раз выходил на поклон. После второго поклона кот потянулся, спрыгнул с кресла и я понял, что концерт окончен.
А потом была фотосессия со мной в обнимку и просто рядышком с ветераншами сцены. И были приглашения меня приехать ещё раз, и мои обещания «как только, так сразу». И это было с моей стороны чистой правдой.
И ещё… Если кто-то из моих коллег прочитает эти строки, попробуйте найти возможность съездить и пообщаться с этими замечательными людьми, живущими в этом удивительном доме.
А они ещё самодеятельно делают спектакли. Хотя какая это вправду самодеятельность?
P.S.: Этот необыкновенный концерт состоялся в июле 2023 г. в Санкт-Петербурге
Вячеслав Малежик
Источник публикации: Группа "Связующая нить времен" ВКонтакте. (10.08.2023)