Люди

Костерев Александр Евгеньевич

Александр Костерев родился 4 апреля 1958 года в городе Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге), в семье энергетика, одного из участников проекта создания первой советской атомной бомбы, поэтому выбор моей профессии был неслучаен и, отчасти, предопределен - Ленинградский политехнический институт, специальность атомные станции и ядерные энергетические установки. 12 лет я занимался проектированием АЭС и 14 лет работал в Госатомнадзоре. 
Ныне работает в крупнейшей энергетической корпорации в Петербурге.

Как всё начиналось
Стихи с выходом на профессиональное публичное исполнение сочиняю с 1982 года, первые вещи написаны для Рижских групп "Опус", "Арс" (музыканты быв. группы "Модо" Раймонда Паулса), для нашего "Ариэля".

Свою песенную карьеру Александр Костерев начал, будучи ещё студентом Ленинградского политехнического института. По окончании музыкального училища он подрабатывал музыкантом в объединении ?Ленконцерт? и был неизменным участником всех мероприятий Городского клуба песни - модного в Ленинграде в восьмидесятых годах творческого объединения, объединивших в своих рядах молодых композиторов и поэтов.

"Путёвку" в мир шоу-бизнеса Александр получил в Латвии, в Риге, куда в начале 80-х годов поехал на гастроли в составе группы артистов "Ленконцерта", где и познакомился с музыкантами латвийской группы "Модо", очень популярной в то время, возглавляемой Зигмаром Лиепиньшем.

Именно латвийские музыканты стали первым квалифицированными ценителями его песенных стихов и дали им лестную оценку, отметив, что они ?искренни и лиричны?.

Из самодеятельного увлечения тяга к поэзии постепенно переросла в профессиональную деятельность. Первые профессиональные записи песен Александра Костерева были сделаны в Риге в 1985 -1986 годах.

- Тогда в советское время весьма популярными в песнях были интернациональные дуэты : русский текст, а музыка, например, эстонская или грузинская. При этом такое творческое сотрудничество было естественным. Вот и музыканты из Латвии взяли несколько моих стихов, можно сказать, экспериментально. Я не был уверен ни в качестве этих песен, ни в их литературных достоинствах. Однако предложенные темы понравились не только музыкантам, но и редакторам, поскольку вскоре песни зазвучали в первую очередь на Ленинградском и Латвийском радио и телевидении.

Мир шоу-бизнеса

Ленинградский Городской клуб песни - поистине творческая лаборатория, откуда, кстати, вышли многие популярные композиторы, поэты-песенники. В их числе : Григорий Гладков, автор музыки к мультфильму "Пластилиновая ворона" и многих детских песен, популярный композитор Сергей Касторский (многие вспомнят песенку "Зайка моя" в исполнении Пугачевой и Киркорова), поэт Михаил Яснов и многие другие.

Городской клуб песни объединял творческих людей различных профессий увлеченных поэзией, музыкой, драматургией, литературой разных жанров.

И вот первый публичных успех.

В 1987 году на юбилейном концерте, посвященном пятидесятилетию певицы, Эдита Пьеха исполнила его лирическую песню ?Окно в осень?. До настоящего времени Александр бережно хранит свою первую виниловую пластинку с этой записью и дарственным автографом певицы.

Затем были записаны две песни с Валерием Леонтьевым - "Всё решено" и "Рисунок".

В своем творчестве Александр Костерев большое внимание уделяет русской народной теме, видимо поэтому, самое большое количество стихов для песен (около 20) Александр сочинил для групп "Ариэль", особенно популярной в 80-ые -90-ые годы прошлого века, и "Иваныч" - коллектива, который основал ушедший из "Ариэля" композитор и его бессменный руководитель Валерий Ярушин.

Это - задорная "Казачья", философские песни "Седьмой ангел", "Чума", "Тень фортуны", гражданские - "Уезжают друзья", "Красный смех", "Истины", лирические - "Ты могла", "Мой Бог - музыка", "Ты любила меня", "Голуби", шуточные "Моцарт и Сальери", "Путешествие Гулливера" и многие другие.

Довелось сотрудничать Александру и с композитором Александром Сергеевичем Зацепиным. Вместе с композитором он подготовил концептуальный альбом ?Рождество? для певицы Марины Кирсановой. К сожалению, Александр Зацепин в 90-ые годы уехал в Париж, где в последствие и увидела свет эта пластинка.

- Я считаю этого композитора выдающимся мелодистом, жалею, что его имя незаслуженно забыто в России, - высказывает своё мнение поэт.

Отдельная страничка в песенном творчестве Александра Костерева работа с московским музыкантом и композитором Сергеем Березиным, многие помнят этого артиста по работе в ансамблях "Самоцветы" и "Пламя", позднее в составе своей группы "Нескучный сад".

Два лирика - Сергей и Александр - смогли создать целую галерею лирических образов в песнях "Мы друг другу верим", "Костер", "Мечты" (альбомы "Атаман", "И кружило былое").

Незабываема встреча с Вячеславом Малежиком. Одна совместная записанная песня - "Париж", но зато какая : нежная, лиричная, гитарная баллада, спетая проникновенным голосом Вячеслава, надолго сделала ее запоминаемой. Песня "Молитва" тоже написана Вячеславом на мои слова, но звучит крайне редко.

Нашлись в творчестве Александра и песни для Валентины Легкоступовой, Юрия Охочинского, Анатолия Алешина и многих других.

Одной из лучших своих работ Александр Евгеньевич считает романс "Памяти Вертинского", положенный на музыку Аркадием Укупником и задушевно исполненный Михаилом Шуфутинским.

Как рождаются песни

Его стихи - это в первую очередь лирика, философская, пейзажная, любовная, близка Александру и гражданская тема, не достаточно востребованная в наше время.

- Как правило, я просто сочиняю стихотворение, не задумываясь, выйдет ли из него песня, - говорит поэт. "Если стихотворение "поется" стараюсь "подбирать ключи" к композитору, который в моем понимании наиболее точно способен донести смысл и характер созданного стиха до слушателя. Бывали и другие варианты, когда мне предлагали сочинить текст к готовой музыке. Но здесь есть свои сложности: надо вписаться в определённый ритм, размер, начинаешь подбирать слова, зачастую в ущерб смыслу, эмоциональному накалу, красоте и живой игре слова. Наверное, второй вариант работы не для меня!

По словам Александра Костерева, спонтанные стихи рождаются редко, под влиянием сильного впечатления. На сочинение и доработку каждого стиха могут уйти месяцы и годы, особенно, если это философская лирика. Автор работает над каждой фразой, оттачивая её до совершенства. Каждому слову положено своё место, оно должно быть образным и наиболее точно отображать внутренние переживания поэта.

- Обычно, после изложения стиха на бумаге начинаешь острее чувствовать его "углы", шероховатости. Время от времени возвращаешься к написанному, работаешь над словами и образами, ?крутишь? стихотворение его со всех сторон. Важно не потерять настроение, искренность, эмоции. Может быть, так работать над сочинением стихов не современно, зато потом рождается то самое стихотворение, которое не стыдно сделать публичным достоянием, - объясняет Александр Костерев.

Вдохновение для своего творчества Александр Евгеньевич, в том числе, находит в удивительных пейзажах, черпает в дорожных впечатлениях, изыскивает в собственном внутреннем мире, своих переживаниях, размышлениях.

Необходимый эмоциональный настрой создают классическая музыка, архитектура, живопись и литература.


В конце 80-ых годов появились песни в репертуаре Валерия Леонтьева, Эдиты Пьехи, Вячеслава Малежика, Виктора Зинчука, Сергея Березина ("Пламя", "Нескучный сад"),
в девяностных годах - Марины Кирсановой (муз. А. Зацепина), М. Шуфутинского (муз. А Укупника), Алексея Глызина, Валерия Ярушина ("Иваныч").

А здесь можно почитать стихи А. Костерева.