Группа Саквояж
История «Саквояжа» от Вячеслава Малежика. С маэстро беседовал Александр Шан.
24 мая 2003 г.
Шан: Сольную карьеру Вы начали примерно в 1985 году…
Малежик: Что ты понимаешь под названием «Сольная карьера»?
Шан: Когда Вы ушли из ВИА и перешли в свободное плавание…
Малежик: Ушёл я из ансамбля «Пламя»: точная дата написания заявления — 26 ноября 1986 года. Но, работая в ансамбле «Пламя», я уже начал писать и записывать свои песни и первую известность мне принесла песня «Двести лет», которую я записал в 82-ом году. Она вышла на маленькой пластиночке, гибком миньоне, ансамбля «Пламя». Затем я записал несколько песен такие из известных ныне — это «До свидания», «Расставайтесь любя», «Сочи».
Находясь в рамках ансамбля «Пламя», я где-то в начале 85-го года услышал альбом Юрия Лозы «Путешествие в рок-н-ролл», и решил, что не стоит, в общем-то, сидеть на куче новых песен, ну и надо изловчиться, записать и выпустить их в подпольную индустрию звукозаписи. Был такой Валера Ушаков, с которым я вскоре познакомился, но ещё до знакомства с ним, я подошёл к своему бывшему худруку Игорю Гранову, хотя работал в ансамбле «Пламя», и сказал, что хотел бы записать несколько песен. Я записал в его студии порядка шести песен, таких как «Друля в маринаде», «Несколько слов из истории рок-музыки». Всё это было сделано в конце 84-го года, а в 85-ом всё это вышло. Я записывал их вместе с такими музыкантами как Сергей Соколов и Пётр Подгородецкий. Звукооператором был Олег Тверитенов.
Потом я принёс песни, которые были записаны в разные времена в разных студиях. Причём среди музыкантов был такой бас-гитарист Ширяев, который недавно ушёл из жизни. Он сыграл на клавишных песню «Спасибо тебе, спасибо». И как бы собрав все эти песни, я понял, что они стилистически все совершенно по-разному. Там были песни в чисто «совковом» духе, и рок-н-ролл, который в силу бедности и, не имея возможности иметь собственную группу и студию, я записал на компьютерах, поэтому этот рок-н-ролл был достаточно суррогатным. Я подумал, и потом по подсказке своего приятеля Лёши Шачнева решил назвать это первым своим подпольным альбомом под названием «Саквояж».
Саквояж — это как бы то место, в котором хранится всё, что должно пригодиться в путешествии, что должно быть, чтобы врачу сходить к своему пациенту.
Уже потом я начал записывать следующий альбом. Мы его записывали втроем в квартире ушедшего от нас Сергея Кудишина. Это альбом, на котором есть такие песни как «Лилипутик», «Люди, любите сказки», «Наташка», «Всё мне кажется». Всё это было записано в течение одного дня. Серёжа Кудишин играл на гитаре, Сергей Соколов — на клавишных, на барабанах и «забивал» всё в компьютер. Этот альбом называется «Ностальгия».
В то время я ещё работал в ансамбле «Пламя» и не думал, что мои подпольные пластинки будут иметь успех. Первый магнитоальбом назывался «Саквояж». Так вот, в связи с этим, как появилось название «Саквояж»: Кто-то сказал, что существует группа «Саквояж», в которой я и пел, но моего имени никто не запомнил. И, выпустив магнитоальбом «Ностальгия», я решил включить в неё песню «200 лет», упомянув, что её сыграл впервые ансамбль «Пламя», чтобы привязать её к себе, а песня была явно на слуху, звучала практически во всех ресторанах, во всех звукозаписывающих точках. И после этого альбома мою фамилию запомнили, в то же время запомнили название группы «Саквояж». Я подумал: «Почему бы мне не указать на афише «Вячеслав Малежик в сопровождении группы «Саквояж», хотя все музыканты были «на вольных хлебах», и группы как таковой не было? Я как-то сказал, что группа «Саквояж» была неким «Летучим голландцем», а журналист неправильно понял, что группа называлась сначала «Летучим голландцем», а потом она была переименована в «Саквояж». Группа «Саквояж» была как группа-призрак, существовала и действовала, но в то же время её не было.
Это я перечисляю магнитоальбомы, а ни то, что вышло позже на виниле. И над следующим альбомом «Чёрный рынок» я начал работу тоже в 1985 году, кроме таких песен как «Мозаика» и «Чёрный рынок», которые были хитами с этого альбома, были такие песни, написанные в стиле «новой волны» как «Среднеарифметический человек», «Борьба единства противоположностей». Это был некий компьютеризированный рок-н-ролл, какие-то странные песни, которые песнями то не назовёшь, и они вызвали интерес только у моих впоследствии почитателей — «Лягушонок», «Всё сам», «Бульон» — так они «пролетели» мимо. Я уже в это время был знаком с Мишей Журкиным, и находился в поиске не только в музыкальной палитре, но и в отношении слова мощные поиски — это песни «Бульон», «Чёрный рынок». Они были достаточно интересными поисками, которые проложили путь к тому Малежику, который стал потом известен со времён программы «Шире круг». И в это момент в записи альбома «Чёрный рынок» принимали участие я, Пётя Подгородецкий, и мне удалось «вытащить» на запись Валерия Шаповалова, которого я в это же время «подбил» тоже создать свои первые альбомы. Он сгоряча сделал сразу же четыре альбома в той же студии, в которой записался и я. В то время я уже был знаком с Валерием Ушаковым, который был таким «медиа-магнатом» по подпольным записям. Мне «давали студию», скажем, на две недели, это было выгодно им, поскольку они зарабатывали не столько на качестве, сколько на потоке, то я записывался так: я входил в студии в 9 часов, и в 9 часов вечера в следующий день — мы уходили, проработав целые сутки без перерыва, с кофе, с бутербродами. Я уже пришёл на запись с готовыми «забитыми» в компьютер барабанными партиями, и мы с Петей Подгородецким записывались подобным образом: я записывал практически весь вокал. Потом мне удалось «вытащить» Валеру Шаповалова из гаража, где он в то время работал в качестве сторожа и авторемонтника, уволившись из группы «Пламя». Приезжал Валера в пять утра, играл свои партии на бас-гитаре «по-быстрому», боясь, что выкрадут какой-нибудь автомобиль, и уезжал к себе на работу. Вот в таком составе мы записывали «Чёрный рынок».
— А чем занимается сейчас Валерий?
— Он занимается интернет-проектами, пишет какие-то рассказы, но всё никак не соберётся сделать новый альбом.
— А когда на пластинке появилось название группы «Саквояж»?
— Название группы «Саквояж» появилось на виниловой пластинке после выхода одноимённого уже 4-го магнитоальбома «Меню кафе «Саквояж», но только на пластинке было убрано в названии первое слово, а в дизайне обложки использовали тарелку и меню. Опять же в записи принимали участие Пётр Подгородецкий, которому я безмерно признателен и благодарен за передачи на телевидении, а также Валерий Шаповалов. Вышла моя пластинка на «Мелодии» благодаря Белле Берлянд, которая нашла меня, и поняла, что мне надо выпустить альбом.
Когда в августе 1986 года подписывалась эта пластинка, я ещё был в ансамбле «Пламя», а в ноябре этого же года ушёл из ансамбля и долгое время работал один. В начале лета 88-го года вышла пластинка «Верблюд», на которой сыграли Кудишин и Подгородецкий. В это время я порекомендовал Кудишина в ансамбль «Весёлые ребята», потом он работал с Арычевым, а последнее место его работы — группа «Чёрный кофе».
Альбом «Провинциалка» я начал записывать в августе 1988 года. Тогда на концерте в Сочи ко мне подошёл Дима Галицкий и предложил сыграть вместе, а весной 88-го года у меня был концерт в Липецке, в котором играла группа «Радио» в составе: Виктор Шаповалов, Сергей Дюжиков и Беркович на клавишных, но никаких долгосрочных планов не строили. Иратов побывал на концерте Кузьмина, и ему очень понравилось, и он начал агитировать меня, чтобы я собрал группу. Сначала он предложил такой состав «Эрмитаж», в котором играли «осколки» группы «Поющие сердца» Харакедзян, Ольсман и ещё кто-то, сейчас не помню, (Ольсман — это был человек, который в последствии «создал» Лёню Агутина). Директором этой группы был Николай Агутин. Но мне не понравилось их музыкальное исполнение.
Как то, находясь на отдыхе на Чёрном море, на теплоходе поговорил по телефону с Александром Иратовым, который сообщил, что мне предложили сыграть концерт в Одессе. Я сошёл с борта теплохода, и в это время мне позвонил Дюжиков, и попросил поучаствовать в этом концерте. Он мне предложил сыграть в таком составе: мы, группа «Радио» без Берковича и Крюков. В это же время в августе с Галицким я записал песни «Провинциалка» и «Больше, чем любовь». До этого я сделал материал с Подгородецким — «Лето навсегда», Музыкальный автомат». Тогда у меня ещё не было группы. Так вот, в конце августа на репетицию приехали Галицкий (клавишные), Виктор Шаповалов (бас-гитара) и Крюков. За три репетиции по два часа мы сделали программу из 10 песен. Музыканты были настолько хватки, и мне не пришлось убеждать их, чтобы песни звучали так же, как и на звукозаписи.
Мы отыграли первый концерт на Дальнем Востоке во Владивостоке и Находке, и нам очень понравилось. Вернувшись в Москву, мы сыграли концерт в Олимпийской деревне, был аншлаг. В это время директором коллектива был Иратов, а старинный приятель Володя Пеньков сделал нам тогда большую рекламу. Он делал значки, майки, афиши. Но мы его не оценили, и расстались, о чём я до сих пор жалею. В то время я не отдавал должное рекламе. Это происходило оттого, что я раньше работал и в «Голубых гитарах», и в «Весёлых ребятах», и в «Пламени» — в коллективах, на которые собрать аншлаги не составляло труда. Я не думал, что времена изменятся, никаких «перестроек» не ожидал, и думал, что так будет всегда, и не надо думать, как собрать зрителя на собственные концерты.
Вот, в таком составе мы поиграли где-то до октября месяца. Дюжиков решил поехать в Америку в гости к Юре Валову, и он уехал. Мы решили, что не будем брать нового гитариста, и будем ждать Дюжикова, а на концерте начали играть втроем переделанный репертуар: играли я и три музыканта «Саквояжа» Шаповалов, Галицкий и Крюков. Причём, самое интересное, что всё звучало даже лучше и прозрачнее, нежели с Дюжиковым — меньше было «диксиленда». Всё потому, что Дюжиков и Галицкий в силу того, что они — играющие музыканты, а каждый день играть одни и те же партии довольно сложно, начинали импровизировать, что было не на пользу концерта. Хотя иногда бывали просто фантастические концерты. И, ближе к декабрю Дюжиков вернулся, но звучание у нас от этого не улучшилось. У нас с Дюжиковым и Галицким начались споры, и потом ребята меня убедили, что нам необходим ещё один клавишник. Взяли импозантного Владика Петровского, которого многие знают по группе «Цветы». Он проработал с нами месяца полтора-два, потом заболел, а потом ушёл из группы. В это же время вместе с нами в концертах работали Александр Смогул и Светлана Лазарева. И в какой-то момент Лазарева решила уйти из коллектива, чтобы начать сольную карьеру. Она и Галицкий как два человека, работавшие вместе с «Синей птицей», решили сделать собственное дело для Светы. Я считаю, что это им удалось. Одновременно с ними ушёл и Петровский, и летом 89-го года получилось так, что мы остались без клавишника, только три гитариста. Честно говоря, надо было играть втроём: Дюжиков, я и Шаповалов, но была привычка слышать рядом клавишные. И в это время позвонила Лена Катровская, и попросилась в коллектив. По-моему, она заканчивала Гнесинку, вокальное отделение, выступала в хоре или была пианисткой. Во всяком случае, она добросовестно выучила все партии, и на протяжении трёх месяцев всё замечательно звучало, потому что Лена не занималась импровизацией, а пела чисто. В 90-м году появился Вадик Петровский, а до этого мы работали в таком составе. Осенью этого же года мы уже играли вместе с Леной Катровской. В это время у нас появился в качестве второго администратора Валера Ажажа, который раньше был клавишником в ансамбле «Мозаика». И, когда Лена сказала, что хочет попробовать сольную карьеру, и ей понадобятся выезды на фестивали, а я сказал, что не могу лишить коллектив работы, и чтобы она сделала выбор между работой с нами и сольной карьерой — она выбрала второе. Валера Ажажа, который ездил с нами, и у которого на слуху был материал, безболезненно вошёл в состав «Саквояжа», и мы начали играть в таком составе.
Вскоре Дюжиков уехал в Америку, а в это время звукорежиссёром был Валентин Дьяконов. Он раньше работал с Антоновым, и в этот момент они расстались, и он попросился на работу к нам. Мы взяли его на гастроли, и во время одного из концертов я пригласил его на сцену спеть «Иву». Дьяконов, сильно волнуясь, спел «Иву», и когда уехал Дюжиков, надо было искать другого гитариста, и я попросил Валентина его подменить. Ситуация была такая, что не было клавишника, и не было Дюжикова. Состав состоял из нас троих — меня, Шаповалов и Крюкова. Дьяконов играл при этом на гитаре, стоя за клавишными. И всё при этом звучало достойно, может быть у меня музыка такая, что не нужно особого аккомпанемента, главное, чтобы был ритм. Последний состав «Саквояжа» был такой: я, Дьяконов, Ажажа, Шаповалов и Крюков.
После этого у Иратова начался роман с Апиной, и он попросил, чтобы она ездила с нами, как в своё время принимала участие в наших концертах Света Лазарева. Мы проработали вместе лето и осень 91-го года, и «мимо меня» Иратов подбивает музыкантов «Саквояжа» записать альбом Лены Апиной. Они записывают этот альбом, и по какой-то причине коллектив раскололся, может быть это спровоцировал Иратов. Получилось так, что весь состав распался, и Иратов предложил «Саквояжу» работать с Апиной: из ансамбля ушли Шаповалов и Ажажа, а Крюков и Дьяконов решили остаться. Постольку поскольку мы собрались вместе, и я сказал ребятам, что началась инфляция, и что я не готов платить им те деньги, которые платились «Саквояжу», и лучше будет, если мы разойдемся, и мы разошлись. А потом собирались на отдельные концерты. Несколько раз мы собирались с «Саквояжем» таким странным составом: Валера Шаповалов, по старой дружбе, иногда выходит на сцену со мной; Владислав Агафонов, с которым я давно дружу, и в студии которого иногда записываюсь. В последнее время под маркой «Саквояжа» выходили в концертах такие люди как виолончелист Козодов, кларнетист Сергей Шитов, Сергей Ухналёв, играющий на гобое, Гриша Кац.
Шан: в 1988-89 годы вышли два отдельных альбома «Саквояжа» без вашего участия, Вы там не пели.
Малежик: Я ребятам сказал, что они должны раскручиваться сами, если хотят чего-то добиться в жизни, и они сделали альбомы. Потом, есть сольные пластинки у Вити Шаповалова, Дима Галицкий записывался. Дьяконов, насколько я знаю, сколько не убеждал, имея собственную студию, до сих пор собственного альбома так и не выпустил.
Шан: На этих альбомах «Саквояжа» есть такие песни как «Марина», «Афганский ветер», «Букварь любви»…
Малежик: К «Афганскому ветру» я не имею никакого отношения, «Марина» написана на мой текст, «Букварь любви» — на стихи Смогула и музыку Виктора Шаповалова. С Шаповаловым ещё была песня «Моё алиби». Галицкий записал 3-4 песни на мои тексты — «Медовый месяц», «Дым твоей сигареты», «Прости».
— Считается, что группа «Саквояж» была группой Вячеслава Малежика. Раньше она называлась «Радио», а потом стала «Саквояжем»
— Да, причём ребята сами решили стать «Саквояжем», а не быть группой «Радио», хотя у них сначала были какие-то амбиции.
— А группа «Радио» сколько лет просуществовала?
— Думаю, года три.
— Они даже записали альбом…
— Да, с Лёней Чижиковым они записали этот альбом, и очень прилично играли, такой джаз-рок.У них был первоклассный пианист и гитарист. Дюжиков писал для «Радио « такие песни, как «Доктор Мофрий».
— А как сейчас сложились судьбы музыкантов из «Саквояжа»?
— Про Дюжикова есть большая статья в журнале «Водка», советую почитать. Крюков сейчас играет на барабанах в ресторане, иногда со мной ездит на мои крупные концерты. Валов занимается компьютерным дизайном, хочет записать свой альбом. Но Юра Валов к «Саквояжу» никакого отношения не имеет. Это просто мой старинный дружок.
— А что случилось с Журкиным?
— Он погиб. Он написал много песен, для ансамбля «Мозаики» много написал. С Серёжей Кудишиным у них примерно одинаковая судьба — оба выпали из окна. Они хотели сделать свою группу, уже начали её создавать. Её назвали группой «Каре», она должна была играть «металлическую» музыку. Петя Подгородецкий на виду. Сергей Соколов работает в охранной фирме. Валера Шаповалов стал достаточно знаменит с группой «Лимонадный Джо» и известен такими песнями как «Гимн любителей пива», «Стой, кто идёт!". Виктор Шаповалов занимается музыкальным проектом со своей женой. Начинал он как басист. Он участвует во всех моих записях. Валентин Дьяконов получил серьёзную травму в позапрошлом году, и с тех пор на сцену не выходит. Ажажа живёт в США вместе со своей женой. Лена Катровская хотя и пыталась сделать сольную карьеру, Сейчас она, распевая свои песни, иногда зарабатывает деньги. Вадик Петровский в настоящее время работает в группе «Цветы».
Шан: Хотя, группы «Саквояж» как коллектива теперь нет, но она осталась неким сообществом музыкантов, которые иногда собираются вместе на крупных концертах Малежика, и записывают с ним его альбомы.