Публикации

Расставайтесь, любя…

1 октября 1988 г.

Передо мной - конверт нового диска "Верблюд" с песнями Вячеслава Малежика. На конверте - фото композитора. Он изысканно аристократичен и красив. Тонкий профиль, чуть ироничный взгляд внимательных глаз, строгий сюртук с черным бантом и белоснежной манишкой. Романтический герой-мечтатель - да и только...

Острова, острова,
Я найду вас, острова,
Все же карты не всегда бывают правы.
Острова, острова,
Я найду вас, острова,
Даже если целый век придется плавать...

"Да ведь Малежик совсем не такой", - глядя на это фото, скажут многие. И, действительно, нам он привычнее иной, каким выходит на сцену студенческого клуба или Дворца молодежи: свободного покроя куртка, джинсы, взлохмаченная шевелюра с падающими на лоб прядями, неизменная гитара, лукавый взгляд заговорщика, которому предстоит многое нам поведать, открытая, обезоруживающая улыбка, дерзкие интонации резковатого голоса.

Че-черный рынок, чет или нечет,
Че-черный рынок врачует, калечит,
Че-черный рынок... Чет или нечет...

Но удивительно смыкаются эти образы певца в его песнях, где романтика соседствует с острой насмешкой, а ностальгическая меланхолия - с залихватским удальством.
"Я мозаику сложу из смешных и грустных песен..." - помните? Каков же он на самом деле? Проницательный сказочник, пытающийся открыть для нас суть вещей и явлений?

У верблюда не сложилась судьба.
Подвела верблюда жизнь, подвела.
У верблюда за спиной два горба -
Нераскрывшихся к полету крыла...

Или добрый и смешной клоун? (Вспомните, к примеру, "Лилипутика"). А может быть, озорной пересмешник-скоморох с острым сиюминутным чувством окружающей нас действительности...

Не рвитесь на части, не рвитесь.
Стремясь все на свете достать.
Для полного счастья, поймите, поймите,
Чего-то должно не хватать.

Слушаешь его, и трудно понять порой - шутит или говорит всерьез, и все же он всегда интересен зрителю, потому что искренен.
Неблагодарный труд - разгадывать секрет популярности артиста, тем более, что для каждого зрителя он, этот секрет, в чем-то своем, ему одному милом и симпатичном. Для меня, к примеру, это, прежде всего, неповторимая индивидуальность чуть надтреснутого, с хрипотцой голоса певца, который всегда узнаваем. Напрочь лишенный сладкозвучия, он "цепляет" именно резкостью тембра и запоминается надолго.
Мне, как профессионалу, по душе оригинальная стилистика его песен: взращенные на лучших образцах мелодий "Битлз" и других ветеранов рок-н-ролла, они впитали в себя и славянскую распевность и душевность, интонации песен бардов, мотивы частушки, городского фольклора и простодушных наигрышей гармошки и уличной шарманки.
Простота и изысканность - так бы определила я особенности лучших его песен, источник которых - фольклор. Вот одна из таких песен - признаюсь, моих любимых, и менее популярных (что поделать - популярным порой становится не самое лучшее):

Вслед за радугой, что над Ладогой,
Гуси-лебеди держат путь.
Через надолбы жизни надо бы
Мне за птицами вслед шагнуть.
Там за радугой тайны-тайные,
Вся земная там красота.
Там за радугой дали-дальние
И мальчишеская мечта.

И все же я предполагаю, что главный секрет дружеских отношений Малежика со зрителями, среди которых (и это хочется отметить особо) люди самого разного возраста, - доброта. Доброта и доброжелательность, на которую аудитория откликается мгновенно.
Он расположен ко всем, кто его окружает - к коллегам по эстраде, самодеятельным исполнителям - участникам программы "Шире круг", корреспондентам, порой являющимся за интервью в самое неурочное время, поклонникам, назойливо досаждающим вопросами и неумеренным вниманием. Для всех у него находится время, теплое слово, человеческая поддержка.
Добротой согреты лучшие его лирические песни - в них невозможно сфальшивить и обмануть, В каждой из таких песен мелодия рождается из глубины сердца - искренняя и нежная.

Как дорога светлым утром на ночную не похожа,
Как теряется дорога между завтра и вчера.
Было мне в твое окошко постучаться невозможно,
А теперь меня сама ты провожаешь до утра...

Мне запомнилось, что в телепередаче "Вас приглашает Вячеслав Малежик", вызвавшей, кстати, огромную зрительскую почту, на вопрос ведущей: "Кому ты адресуешь свои песни?"- он ответил так: "Всем, кто хочет меня слушать, кому я интересен... Я обращаюсь, как правило, не только к голове человека (чем, на мой взгляд, грешат многие рок-группы, увлекаясь заумными текстами, - это сегодня модно), а к его душе и чувствам. Мне хочется заставить зрителя засмеяться или заплакать вместе со мной..." Так, примерно, ответил Малежик, а я бы добавила: и задуматься о многом, сопереживая автору. Потому что в лучших песнях Малежика всегда есть мысль, они не бездумны, в них важна роль поэтического слова и настроения.

Дошутились мы с тобой до расставания,
У любви, как видно, тоже есть предел,
И второе не приходит к ней дыхание,
Если первого сберечь ты не сумел...

Он не выбирает в соавторы поэтов именитых, способных поддержать его своим литературным авторитетом. Увлекшись умной и острой поэзией Феликса Кривина, Малежик, не будучи знаком с ним лично, часто обращается к его своеобразным стихам, басням. И вот дорогая награда: письмо видного писателя из Ужгорода со словами благодарности. Среди любимых авторов Малежика - бард А. Смогул, ироничный П. Хмара, поэт-любитель Михаил Журкин, привлекающий парадоксальностью своего поэтического мышления.
Малежик и сам во многом парадоксален. Воспитанный как рок-музыкант, сегодня он не стремится быть ультрамодным. И многие его песни до смешного просты и сентиментальны, а для многих старомодны и вроде бы неуместны в наш электронно-синтезаторный век.
Да и смелости ему не занимать. Окончив МИИТ, имея обеспеченную работу, уходит в беспокойный мир эстрады, подчинившись своим музыкальным увлечениям. Работает в разных профессиональных ВИА. Всем хорошо известно, как нередко нивелирует, обезличивает индивидуальность артиста работа в ансамбле, где нелегко в полной мере проявиться самобытному таланту музыканта. Он это ощущает ежечасно. И... решается обрести автономию.
Он победил. А передача "Шире круг", ведущим которой певец отважился стать, закрепила успех. Справедливости ради следует отметить, что популярность была в какой-то мере подготовлена. По рукам ходили кассетные альбомы с записями, в такси, кафе, студенческих общежитиях звучали тогда его смешные и грустные песни. А одна из них - почти автобиографическая "У меня жена - актриса" - имела в ту пору особый успех. Жена, Татьяна, действительно актриса, истинный, заботливый друг, строгая воспитательница сынишки-школьника, озорника, знающего наизусть все папины песни.
Вячеслав отлично понимает, что до роли идеального ведущего ему еще далеко - недостает актерского умения, есть дикционные погрешности, испытывает трудности в общении с партнерами. (Замечу, что удачными бывают совместные выступления в передаче Вячеслава и Кати Семеновой - они составляют гармоничный ансамбль). Но он естествен, и это главное. Таким и принимают его зрители. И есть его песни, есть удивительное умение найти контакт с аудиторией, в процессе общения обретать над ней почти магическую власть, зажигать зрителей своим искусством, диктовать свои условия общения через песню. Всем этим он обладает в полной мере. Не верите? Приходите на съемки следующей программы "Шире круг" в Лужники. Сможете без труда в этом убедиться. И я уверена, что после съемки вы расстанетесь с Вячеславом Малежиком, любя его и надеясь на новые встречи.

Ольга Молчанова, "Телерадиоэфир"