Публикации

Путешествие с Вячеславом Малежиком в Дубну

3 декабря 2005 г.

22 ноября у Вячеслава Малежика должен был состояться необычный концерт в подмосковной Дубне. Необычность его состояла в том, что Слава собирался выступать не под аккомпанимент традиционной бит-группы, то есть барабанщика и басиста, а в сопровождении кларнетиста и виолончелиста.
Как часто бывает, идея такой программы родилась совершенно случайно. Однажды, когда Вячеслава наслаждался спектаклем "Летучая мышь" в "Геликон-опере", ему пришла в голову мысль попробовать исполнить одну из новых песен под флейту и кларнет. Попробовал - понравилось. Тогда он решил другую песню записать под кларнет и виолончель. Попробовал - получилось. А потом появилась идея создать целую программу, где бы ему аккомпанировали только кларнетист и виолончелист.
Зная, что такой состав Вячеслав Малежик собирает два-три раза в год, я стал искать возможность поехать на концерт в Дубну.
Оглядевшись вокруг, я обнаружил, что с Малежиком в Дубну едут музыканты легендарной группы "Скифы" Юрий Валов и Виктор Дегтярев, и попросил взять меня с собой.
Ансамбль "Скифы" был образован в середине 60-х годов гитаристами Сергеем Дюжиковым и Юрием Валовым. Бывший музыкант ансамбля "Славяне" Виктор Дегтярев играл в "Скифах" на бас-гитаре. "Скифы" славились бескомпромиссным ритм-энд-блюзовым звучанием, которого до них в Москве никто не мог добиться. Группа была, что называется, нарасхват, ее хотели слышать студенты вузов, инженеры КБ и НИИ, Давид Тухманов и Полад Бюль-Бюль оглы приглашали "Скифов" для записи своих новейших хитов. В 1971 году "Скифы" в полном составе влились в ряды вокально-инструментального ансамбля "Голубые Гитары", на концертах которого исполняли блок из песен The Beatles, Rolling Stones, Led Zeppelin и других популярных зарубежных ансамблей. Так продолжалось вплоть до 1975 года, когда Юрий Валов эмигрировал в Америку, Сергей Дюжиков ушел играть в "Цветы", а Виктор Дегтярев - в ВИА "Пламя".
Вячеслав Малежик тоже выступал в составе "Голубых Гитар", правда, это было уже после того, как "Скифы" разбежались в разные стороны. Многие любители вокально-инструментального жанра до сих пор с восторгом вспоминают песни Вячеслава, которые он и исполнял в "Голубых Гитарах" и - чуть раньше - в "Веселых Ребятах": "Телефонная связь", "У берез и сосен", "Разметалось поле...", "Первый поцелуй" и другие. Но мало кто знает, что Вячеслав Малежик и Юрий Валов учились в одной школе. Потом они вместе играли в студенческом ансамбле "Ребята", рожденном в стенах МГУ. Именно из "Ребят" Валов ушел в "Скифы", а Малежик - в другую, не менее легендарную группу, которая называлась "Мозаика". Но, разумеется, одноклассники часто вступали вместе, тогда в первом отделении сейшна играла "Мозаика", а во втором - "Скифы".
До середины 90-х годов Юрий Валов прожил в Америке, а потом вернулся в Москву. Любопытно, что именно на концерте Малежика в 2004 году он и Виктор Дегтярев решили попробовать вновь сложить рок-группу. Разумеется, старый друг Вячеслав Малежик не мог оставаться в стороне и фактически взял над "Скифами" шефство. И вот теперь в Дубне должен был состояться первый спустя тридцать с лишним лет концерт группы "Скифы".

Присланная из Дубны машина ожидала Валова и Дегтярева у метро "Алтуфьево". Музыканты загрузили гитарами багажник, и мы помчались в снежную ночь. Всю дорогу, которая заняла полтора часа, под урчание "ладовского" движка мы проговорили с Дегтяревым и Валовым о "Славянах", "Скифах" и "Голубых Гитарах". Валов вспоминал: "Я говорил Малежику: ну что ты дурью мучаешься?! Иди петь в ансамбль! Тебя обязательно возьмут!" Но Слава честно отбарабанил инженером положенные после окончания института три года и только в 1973 году стал солистом ансамбля "Веселые Ребята"..."

Когда мы приехали в Дубну, Вячеслав Малежик уже находился под прицелом телекамеры. Местные телевизионщики не могли не использовать шанс и не взять у певца интервью.
- Я сморю, ты все-таки вырвался? - обрадовался Слава.
- Как видишь! - ответил я, протягивая руку для рукопожатия.
Концерт устраивал Сергей Попов, знаменитый музыкант, лидер групп "Жар-Птица" и "Алиби", ныне работающий арт-директором в Дубнинском клубе.
- У меня сейчас каждую неделю концерты, - рассказал Попов. - В выходные был "Наив" - зал битком. На прошлой неделе провел блюзовый фестиваль, мы с "Алиби" там тоже поиграли...

Концерт проходил в ресторанном зале с накрытыми столами, на которых, как в стародавние времена, стояли пара бутылок "Шампанского" и фрукты. Остальное - водку и горячее - зрители могли заказать у официанток. Но девушки-официантки стояли без работы, потому что
Вячеслав Малежик, который выступал первым, уже с первых песен заставил зал подпевать ему. Публика стонала от удовольствия. Еда и питье были забыты.
До начала концерта Малежик договаривался с Валовым и Дегтяревым, что он исполнит шесть песен, а потом выйдут "Скифы" и споют свои песни. Но Вячеслав пел дольше, чем собирался, и публика не спешила отпускать его. В финале первого отделения Малежик спел "Провиницалку". Эта песня всем хорошо знакома по радиотрансляциям и уже кажется даже чуть заезженной, но сейчас, слушая ее в "живом" исполнении, я вдруг удивился тому, насколько тонко Слава сумел передать настроение той провинциальной женщины. В нескольких фразах он сумел выразить, как она одновременно и счастлива, и волнуется оттого, что приехала в Москву, как, надышавшись столичным воздухом, она спешит приехать пораньше на вокзал - и это не московский ритм, потому что москвичи обычно прилетают, запыхавшись, за пять минут до отхода поезда. Настроение счастливой паники усиливают и затянутые в одну тугую нить плясовая и нервозно рок-н-роллистая мелодии. Может быть, "Провинциалка" это и "массовая" песня, но в то же время это идеальный пример пост-модерна, когда целое проявляется в двойственности, когда история, подсмотренная в быту, становится приметой времени, когда удачно найденная поэтическая метафора превращается в фабулу жизни...

Публика еще не перестала аплодировать "Провинциалке", как Малежик позвал на сцену "Скифов". Сначала они зарядили свой хит из 60-х "Осень", Слава в охотку подпел и подыграл на гитаре. Затем Малежик ушел за кулисы, а "Скифы" начали исполнять свои новые песни. Начали они робко, но вскоре голос Валова окреп, и Юра полностью овладел вниманием публики.
- Когда Валов взял в руки гитару, у меня возникло ощущение, что я вновь оказался в конце 60-х, - шепнул мне на ухо Малежик, - Эдакая машина времени получилась...
На самом деле звук прежних "Скифов" был иным. Прежде всего за счет лидирующей гитары Сергея Дюжикова, который нынче живет в Калифорнии. Тамошние музыканты не раз признавали его лучшим гитаристом западного побережья. А в сегодняшних "Скифах" лидирует гитара Валова, имеющая явный американский прононс, - недаром же Юрий прожил двадцать лет в США, где поиграл со многими великолепными гитаристами.
Несмотря на то, что и группа, и ее песни были абсолютно неизвестны людям, собравшимся в этом зале, каждая песня Валова и Дегтярева сопровождалась громом аплодисментов. Особый успех пришелся на долю песни "Калифорния - родная тетка". Эта песня вызвала острый отклик потому, что рассказывала о скитаниях Валова в Америке, а ее изначальный ритм-энд-блюз был в конце концов превращен в русскую народную песню.

А потом вновь вышел Вячеслав Малежик, но уже в сопровождении кларнетиста и виолончелиста. Это был несколько иной репертуар, нежели Вячеслав исполняет на традиционных стадионных концертах. В огне эмоций запылали джаз, блюз и рок-н-ролл. Началось очарованье. Было видно и слышно, как кларнетист и виолончелист кайфовали, исполняя эти песни. Малежик тоже с удовольствием выступал под их стильный аккомпанимент. В кульминационные моменты он заводился, притопывал ногами, рычал, вскрикивал.
Песня "Правда всегда не права", аранжированная в стиле "джангл-саунд" - это просто шедевр.

Но, слушая Вячеслава Малежика, я думал о той несправедливости, что творится на земном шаре. То, что он исполнял, не похоже ни на что, придуманное в мире эстрады. Кажется, у певицы Таниты Тикарам есть пара вещиц, сделанных в подобной стилистике, но на двух альбомах у нее записан только один мировой хит, а Малежик песен такого уровня исполнил штук двадцать. Но почему же Тикарам известна во всем мире, а Малежик только узкому кругу почитателей из России? Где же справедливость?!
А справедливость - в нас самих. На протяжении многих лет мы убеждаем сами себя, что все у нас второсортное: и песни, и кино, и книги. А не пора ли заявить - хотя бы самим себе, - что наши певцы не менее талантливы, чем их западные коллеги?! Не пора ли из самих себя выдавить человека "второго сорта"?!

В финале концерта Вячеслав Малежик вновь вытащил на сцену Валова и Дегтярева, и все вместе они сыграли песню "Мозаика", которая была написана еще в начале 70-х и в которой Малежик невольно (а может, и специально) рассказал о том, из чего складывается музыкантская судьба. Песня "Мозаика" стала матрицей этого поколения. А под конец они хором жахнули "Битлз", после чего настала тишина. Но тишина настороженная, ибо каждый прислушивался к своему сердцу, стараясь определить, изменился ли его ритм после этого концерта. У многих - уверен! - сердце стало стучать жарче...

Владимир Марочкин, архив автора