Публикации

Стенограмма радиопрограммы «Сергей Стиллавин и его друзья» на радио «Маяк» 30.07.09

1 августа 2009 г.

СТИЛЛАВИН: В гостях у нас Вячеслав Малежик. Доброе утро.

МАЛЕЖИК: Когда-то, когда я служил в вокально-инструментальных ансамблях, работая в ?Москонцерте? и ?Росконцерте?, я помню, что у нас было такое положение - момент выезда на гастроли и момент приезда, всё остальное время, несмотря на то, что ты не на концерте и не на репетиции, ты на службе. Поэтому ты должен следить не только за моральным своим обликом, а постольку, поскольку у нас пистолетов не было, этот вопрос не поднимался, кого мы замочили.

СТИЛЛАВИН: Но стволы были.

МАЛЕЖИК: Ты знаешь, не было стволов, ты знаешь. Когда кого-то убивали, даже ножом в Москве, это обсуждалось в кулуарах достаточно интенсивно, достаточно продолжительное время.

СТИЛЛАВИН: Слав, а в каком году Вы впервые поехали вот так на гастроли?

МАЛЕЖИК: На гастроли, как профессиональный музыкант?

СТИЛЛАВИН: Да.

МАЛЕЖИК: В 1973 году, я помню день своего выхода на сцену, это 21 марта, город Ижевск.

СТИЛЛАВИН: А я родился 17-го.

КОЛОСОВА: А что за коллектив был?

МАЛЕЖИК: ?Веселые ребята?. Меня настолько затравили музыканты и художественные руководители рассказами о том, что я сейчас всё забуду, а концерт был во Дворце спорта, перед 4-5 тысячами зрителей, что я забуду буквально за 3 минуты мне было плохо, меня выворачивало на изнанку от волнения, от чрезмерного. Но, тем не менее, я как-то отпел всё это дело.

СТИЛЛАВИН: Слав, а были на гастролях какие-то, сейчас есть тур-менеджеры, которые обеспечивают что-то, с кем-то договариваются, снабжают артистов едой, может быть, выпивкой. В то время кто-нибудь с группой артистов ездил в плане наблюдения за их нравственностью, чтобы прищучить?

МАЛЕЖИК: Я думаю, что когда работал при художественном руководителе Павле Яковлевиче Слободкине, он сам считал ноги и никого не прищучивал, а иногда неожиданно он появлялся на чаепитии среди ночи посмотреть, кто, сколько выпил, у кого, какие девчонки. А с утра перед концертами, мы пели 3, иногда 4, даже 5 концертов в день, он устраивал распевку, которая была предназначен в большей степени не для того, чтобы поднять твой художественный уровень, а для того, чтобы ?понюхать подфарники?.

КОЛОСОВА: Пахли?

МАЛЕЖИК: Ну-ка, ну-ка, погромче, чего-то, как-то ты в аккорде выпадаешь.

СТИЛЛАВИН: Слав, а сколько, какая была ставка в то время, в 70-е годы, за концерт один, если ты говоришь 3-4 концерта?

МАЛЕЖИК: Мы очень прилично зарабатывали, и, если честно говорить, для того, чтобы не вызывать какую-то зависть у своих друзей, чтобы не потерять друзей, я никогда не рассказывал, сколько я зарабатываю. Мы зарабатывали с концерта в зависимости от, я проработал в вокально-инструментальных ансамблях с 1973 по 1986 год, где-то от 18 рублей до 22 рублей 50 копеек. Там какие-то гастрольные надбавки были, совмещение инструментов.

СТИЛЛАВИН: Это надо учесть, что хорошая пенсия была в то время, была 76 рублей пенсия, а была 96. А персональная пенсия 120 рублей.

МАЛЕЖИК: Ну, мы почти как цеховики зарабатывали какие-нибудь. Но я говорю, что я не знал, куда, в общем-то, я, еще не гуляющий человек, я не знал, и, скажем так, из тяжелого детства не привыкший шарашить деньги направо-налево, я не очень-то успевал всё это дело растрачивать.

СТИЛЛАВИН: Слав, у куда ты вкладывал в то время?

МАЛЕЖИК: Никуда не вкладывал, я отдавал родителям. Потом успешно начал отдавать жене. Они лежали либо в ящике, либо лежали на сберкнижке. Потом успешно ?сгорели?.

СТИЛЛАВИН: Слав, а как ты принял решение, ты говоришь, что до 86-го года ты работал в ?Пламени?, было ?Пламя?, как ты пошёл в сольную карьеру? Потому что я тебя помню как персону-индивидуалиста, так скажем. В ?Утренней почте?, у меня в памяти картинка, как в московском метрополитене что-то наподобие телеклипа было снято на песню ?Провинциалку?. Не бойся, сначала больно, потом проёдет?

МАЛЕЖИК: На самом деле, если я записал ?Провинциалку? в 88-ом году, то первая песня, которая так сильно ?выстрелила? - это была песня ?200 лет?, и снял я её в 82-ом году. И, вот ситуация ?А на утро он проснулся знаменитым?, она немножко для меня несправедлива, постольку поскольку песня была показана утром, а знаменитым я стал вечером. Но когда она прозвучала по телевидению, я очень долго я ждал этого момента, причём она очень долго пробивалась через всякие редакторские редуты и противотанковые ежи, когда она прозвучала, вдруг выяснилось, что жизнь она пошла дальше. Какие-то автобусы гудели на другой стороне окна, и ничего не произошло - ни остановилось солнышко, не перестали петь птицы ? как стоп-кадр такой делают режиссёры. Честно говоря, я до сих пор удивлён, что эта песня пробилась. Ну, наверное, я очень хотел. В конечном итоге, ну ни Господом-Богом, а информационным слоем Земли была послана мне удача. И эта песня пробилась через всяческие худсоветы.

СТИЛЛАВИН: Слав, а тогда не было таких вопросов в 85-86-ом году как, занос денег для трансляции своих песен?

МАЛЕЖИК: Тогда ходили легенды типа такой: ?Магомаев пришёл в редакцию в дублёнке, а ушёл без дублёнки. Тут же ему поймали такси, и он уехал? Понимаешь, это не было нормой жизни. И я готов был дать взятку, чтобы у меня был шанс попробовать, стою я чего-нибудь или не стою. Но я по глупости своей, как мне сейчас скажут, я думал, что мне плюнут в глаза. Это сейчас я понимаю, что, наверное, зависело от количества денег. Потому что те, которые брали, они брали у определённого круга людей.

СТИЛЛАВИН: Слава сегодня нас в гостях, и сегодня он будет членом жюри. Хотя не было договора, что я буду членом жюри.

МАЛЕЖИК: Хотя не было договора, что я буду членом жюри.

СТИЛЛАВИН: Давай вспомним кусок песни про лилипутика, с которой всё и началось. Началось всё с социальной сети ?В Контакте?, где молодые ребята, которые были участниками в рубрике ?Народный продюсер?, куда люди присылают свои песни, мы их слушаем, и выбираем одну из более достойных. Мы нашли вашу песню про лилипутика, и люди начали интересоваться, и мы поставили её, как сейчас модно говорить, на неделю в ротацию. Слава, расскажите, как эта песня появилась, потому что пошли сразу разговоры, что якобы это не ваша песня, что Вы её перепели. А ещё писали о том, что песню строго запретили, и Вы потом не выходили с этой песней.

МАЛЕЖИК: Если говорить про эту песню, то для вас следующая история: Я нашел текст этой песни в приложении ?Неделька? для детей к газете ?Известия?. И меня увлекла эта игра слов: Ли-ли-пу-тик. Во-первых, мой старший сын Никита не выговаривал букву ?Л?,
и я придумал такую считалочку, которая помогла бы избавиться от этого недостатка. Во-вторых, я следовал традиции рок-н-ролла, и я хотел, чтобы она была сочинена в традиционном рок-обилии типа тутти-фрутти, хеньки-пеньки и т. д. В итоге, получилось так, что я записывал свой очередной альбом по договору с подпольной сетью распространения, которая существовала тогда в Советском Союзе по рынкам, по салонам звукозаписи. И я должен был дать на-гора 45 минут звучания.

СТИЛЛАВИН: А за сколько надо было записать альбом?

МАЛЕЖИК: Давали сутки. Лозе тогда давали, на тот момент он записал ?Плот?, предположим трое суток. Они знали, что он делает хит.

СТИЛЛАВИН: Неужели было столько исполнителей, что студийное время было так дорого.

МАЛЕЖИК:Как соотношение ?цена-качество? - здесь ?количество исполнителей на ?количество мест?. Очень мало было возможности, где записаться. Сейчас практически любой, имея компьютер, может сделать звукозапись. То, у нас нужно было вставать в эти очереди, интриговать, заглядывать в глаза..

СТИЛЛАВИН: Я расскажу нашим слушателям: Действительно, можно было прийти со своей 90-минутной импортной аудиокассетой, или с нашей 60-минутной.

МАЛЕЖИК: А не хочешь, микрофон, который выкрадывался из трамвая, чтобы записываться, усилитель, который брался в пользование из дворца культуры, на котором показывали кино?

СТИЛЛАВИН: Так про цены: Год 88-89-ый. Ты приходил в это ларёк, и тебе 9 рублей стоило переписать на чистую кассету два альбома по 45 минут Буханка хлеба тогда стоила 14 копеек. 4,5 рубля альбом, и чистая кассета рублей 15-ть. Так что это достаточно дорого.

МАЛЕЖИК: У меня была такая история: Сестра моей жены вышла замуж в Гагру. Местные звукозаписывающие магнаты попросили перепеть песню ?О небо в Гаграх, о солнце в Гаграх??. Я говорю: А чего её перепевать, давай новую сочиню?. Они говорят: ?Давай, мы тебе двести рублей заплатим? Я говорю: ?Договорились?. В итоге, я записал вот эту песню, и заболел, попал в больницу на 2,5 месяца. И когда я привёз эту песню в Гагру, вот этим магнатам, они сказали, что купили песню за меньшие деньги, и мы тебе ничего не делали. Короче, кинули меня... Так я потерял друзей, звукозаписывающих.

СТИЛЛАВИН: А с ''Лилипутом'' то что?

МАЛЕЖИК: Я записал 40 минут музыки и песен за день. Мне помогали Сережа Соколов и гитарист Сережа Кудишин. И не хватало 5-ти минут звучания до полного 45-минутного альбома. Я говорю, есть такая-то песня. Мне говорят, рок-н-ролл, не надо. Давай придумаем на ходу мотивчик. И в течение 5 минут я придумал мотивчик. Записал, и забыл об этом деле. И когда через месяц спросил, каковы успехи. (На этом же альбоме я поместил ?Двести лет?, которая звучала, но никто не знал, что я ? автор песни, ?Люди, любите сказки?),

Звучит фрагмент песня ?200 лет??

СТИЛЛАВИН: Слава, Вы интересуетесь спортом?

МАЛЕЖИК: Ну, во всяком случае, футболом да. Потому что я считаю, что всё-таки иногда там бывает что-то без фонограммы. Когда слушал вчера репортаж по радио ? это более ?валидольное? ощущение, нежели, если бы я видел то же самое по телевизору, или по интернету. Все сейчас рвутся в телевизор. Это не очень здорово, постольку поскольку, например, у меня, агрессия, которая идёт от этих клипов в таком количестве - она раздражает.

СТИЛЛАВИН: Кстати, Вячеслав одет достаточно модно и современно: У него белые шорты, что сразу меня располагает. Я тоже предпочитаю летом ходить в шортах. Видимо, машина позволяет.

МАЛЕЖИК: Но, в общем -то, я не на грузовике.

СТИЛЛАВИН: Сегодня не нужен микрофон из трамвая, как ты сказал, сегодня есть ноутбуки, компьютеры, которые помогают записывать музыку дома, на студии. Итак, поработаем членом жюри в нашей рубрике ?Народный продюсер?.

МАЛЕЖИК: Я хотел бы сказать пожелания вот этим ребятам, которые делают записи:

Технологии прошли длинный путь, хотя всё развивается по спирали, что мы находимся на тех же рубежах, на которых начинались записи вокально-инструментальных ансамблей. Но все эти технологические улучшения совершенно не нужны, потому что это всё обезличивает. Ребята, и поэтому, если вы будет писаться ?в доску?, как говорят на Западе, поставив всё по нулям, это значительно лучше, и вы сможете сохранить свою индивидуальность. Я вас призываю не расстраиваться по поводу того, что у вас нет какой-то железки для хорошей записи. Чем меньше, тем лучше.

Я бы любому начинающему музыканту сказал, что музыкантский хлеб достаточно тяжел. Тогда ты сможешь зарабатывать хлеб и прокормить семью, либо это просто мучение.

Звучит песня ?Я в рабочей семье народился? на слова Александра Шаганова.

СТИЛЛАВИН: Я знаю, что младший сын занимается музыкой. Сколько ему лет?

МАЛЕЖИК: Ивану сейчас 18 лет. Когда-то давным-давно он записал под художественным руководством своего папеньки альбом под таким скромным названием ?Иван намбэ ван?. Он пел по-русски, сочинял по-русски. Меня очень порадовало, что в 12-13 лет он сочинил целую пластинку в стиле ?Рок-н-ролл?. Постольку поскольку адресата не было, и он наотрез отказался лезть во всякие ?Фабрики?, когда он вырос и когда его художественный критерий изменился, он почему-то стал сочинять песни на английском языке.

СТИЛЛАВИН: Сообщение: Слава ? настоящий мужик. 91-ый год. ФРГ. Вертолетный полк. Слава отработал за себя и за ту певичку, что не смогла после накануне.

МАЛЕЖИК: Наверное, не помню. Я люблю. отрабатывать. На самом деле, в ФРГ мне запомнился случай, это было в начале Перестройки, когда на концерты со всей округи приходили наши бывшие соотечественники, и меня попросили спеть после концерта. И я, не имею никакой задней мысли, оставил открытым чехол гитары. Я не знал, что есть такая традиция бросать туда деньги. И заработал прилично.

Сергей Стиллавин, Радио ''Маяк'' 30.07.2009