Публикации

"Понять, простить, принять..."

20 марта 2012 г.

Известный автор и исполнитель Вячеслав Малежик дал аншлаговый сольник в Киеве и презентовал свою книгу.

«Если организаторы еще пару лет будут приглашать меня выступить в столице Украины 1 марта, у вас может появиться народная примета: приехал Малежик — весна началась», — шутил Вячеслав Ефимович.
Зрители аплодировали — судя во всему, были бы рады, чтобы и лето, и осень, и зима начинались именно так. Концерт в Национальной музакадемии получился таким теплым и душевным, что люди отвлеклись и от насущных проблем, и от того, что погода за окнами, мягко говоря, не совсем весенняя. И мало кто знал, что до последнего момента выступление было под угрозой срыва...


«ТАКИЕ ПОНЯТИЯ, КАК ЗВЕЗДНОСТЬ ИЛИ ГЛАМУР, НИКОГДА НА СЕБЯ НЕ ПРИМЕРЯЛ»

Накануне Малежик давал концерт в Волгограде и оттуда должен был лететь в Москву, чтобы вместе с женой Татьяной сесть на киевский поезд, однако из-за плохих погодных условий рейс отменили. Артист, которому недавно исполнилось 65, решил добираться в Москву на машине, протрясся в дороге всю ночь и, поскольку ни о каком поезде уже речи быть не могло (он давно ушел), спешно сел в самолет.

Организаторы гастролей переживали: как быть с заранее запланированными встречами, телевизионными интервью, прямыми линиями, на которые гость дал согласие? Но Вячеслав Ефимович успокоил: «Все состоится». На вопросы журналистов и телезрителей отвечал по телефону прямо из машины, которая везла его из аэропорта в гостиницу, и ни разу не пожаловался на бессонную ночь, усталость и стресс..

«Такие понятия, как звездность или гламур, никогда на себя не примерял», - признается Малежик, и в этом он честен. Как, в общем-то, и в остальном — песнях, стихах, расcказах-воспоминаниях. Киевлянам он привез свою книгу «Понять, простить, принять...» (названием послужила строчка из шлягера «Мозаика») и в самом начале концерта пообещал: «Всем, кто захочет, подпишу». А потом, отыграв почти три часа, терпеливо ждал, когда зрители вернутся из фойе с книгами.

Естественно, книжек на всех не хватило — желающих приобрести их оказалось так много, что они чуть раскладку не снесли! «Безобразие! - возмущалась какая-то солидная дама. — Пока в очереди стояла, мне все ноги оттоптали... На одной — один человек, на второй — другой... Но я-то знаю: если уйду, где потом куплю? Ни в одном нашем книжном не видела».

Я, признаться, тоже, хотя жаль: книга получилась такая добрая и светлая, что читать ее надо просто для поднятия настроения. Кстати, Вячеславу Ефимовичу пора уже следующую издавать — материала достаточно. Особенно интересны рассказы, основанные на событиях из жизни. Даже не тем, о чем или о ком они написаны (фамилии и имена героев на всякий случай изменены), а тем, с какой безграничной и всепрощающей любовью к людям это сделано. И — что не менее важно — без назидательности, дидактики, поучений, нравоучений и претензий на истину в последней инстанции.


«ЕСЛИ ЛЮДИ КРИЧАТ, ЧТО ВСЕ ПОНРАВИЛОСЬ, ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ВСЕ ПРОШЛО МИМО»

Нет этого и в песнях Малежика, и, наверное, потому люди любят их по-настоящему. В почти трехчасовом концерте не было такой вещи, которую бы зал не пытался петь вместе с гостем. И ладно бы «Ты мне нравишься», «Гадалку» или «200 лет» — даже новое на лету схватывали!

«Я спою вам штук пять песен — из неизданного, и потом мы проведем маленький референдум — определим, какая вам больше нравится, - предложил Вячеслав Ефимович. — Только давайте договоримся не кричать, что понравилось все. Обычно это означает, что все прошло мимо... Зачем это мне надо? А вот позовут на какую-то программу — и я уже не буду сомневаться, что там показывать, а что нет».

Не знаю, помог ли Малежику «референдум»: мнения зрителей разделились. Из одного конца зала кричали: «Пятая лучше!», из другого: «Вторая! Третья!». В итоге сошлись на песне с готовой крылатой фразой: «Я люблю тебя тысячу лет 18-летней любовью». Автор исполнил ее еще раз — на бис.

В свой концерт Вячеслав Ефимович умудрился уместить все то, что мечтали услышать зрители. Были и «Острова», и «Провинциалка», и «Снiги» (подыграть на рояле вышел известный певец и композитор Андрей Миколайчук, который написал эту песню, а подпеть — супруга Татьяна, которая, по словам Малежика, «хохлушка из Донецка, но мову знает»), и «Каштановый Париж» — специально для Дмитрия Гордона, присутствовавшего в зале, и «Внученька» — для людей старшего поколения, и «Мадам» — для женщин, которые до сих пор пишут Малежику записки: «Мы, Вера и Нина, любим вас уже 30 лет — с 18-ти». «И где вы были в 18?» — спрашивает певец.


«КАК, УЖЕ ВСЕ? А «ПЛОТ»?!»

Не обошлось и без хитов ансамбля «Веселые ребята»: «Люди встречаются», «Алешкина любовь»... «Я думаю, имею полное право исполнить их, поскольку один из лучших периодов в моей жизни связан с этой группой, - объяснил артист. — А сколько историй забавных было! Павел Яковлевич Слободкин, наш руководитель, знал, что я не пью, поэтому, когда выезжали на гастроли, пытался подселить меня к кому-нибудь в воспитательных целях — ну, к такому, который не прочь гульнуть... Я должен был действовать на него как сдерживающий фактор. И вот однажды в Киеве, в гостинице «Москва» (теперешняя «Украина»), мне пришлось жить с одним нашим музыкантом, Борькой, фамилию, естественно, не скажу. Ко мне пришли друзья — у меня здесь полно и товарищей, и родственников — и позвали в гости. «Хорошо, — говорю, — только давайте Борьку брать не будем, а то выпьет, потом возникнут проблемы». Они, надо сказать, не без удовольствия согласились. Вернулся я поздно вечером, смотрю: в номере ни одеял, ни простыней... Хорошо, что май месяц, не холодно. Прилег и думаю, какую выволочку устроить соседу, — точно же обиделся, загулял и теперь шляется неизвестно где, а отвечать придется мне, поскольку недоглядел... С этими мыслями и уснул. А когда проснулся и увидел, с каким лицом вошел в наш номер Борька, передумал его отчитывать. Дело в том, что он действительно загулял, — они с еще одним музыкантом пригласили девушек, купили портвейн, взяли одеяла и устроили пикник на лужайке возле гостиницы, за кустами. Пели, пили, портвейн — сладкий и липкий — лился рекой... В общем, уснули там же, где пикниковали. А в шесть утра, когда вышло солнышко, прилетели пчелы и Борьку покусали...».

Рассказчик из Малежика столь же замечательный и харизматичный, как и музыкант: у него и соло на гитаре или губной гармошке, и артистические байки одинаково хороши. Самые любимые — о том, как его люди на улице узнают.

«Однажды возвращаюсь с дачи, — вспоминает Вячеслав Ефимович, — а спереди едет «соболь»: есть у нас машина такая. И то ли тормознул водитель, то ли, наоборот, газанул, не знаю, но занесло его, перевернулся и свалился в кювет, набок... Я останавливаюсь, бегу посмотреть, как там этот водила, он открывает дверь, снизу вверх на меня смотрит и спокойно констатирует: «Малежик». А другой случай, прямо противоположный, произошел на концерте. Рядом с моей женой сидела девушка, которая после моего выступления поинтересовалась: «Это кто?». — «Известный певец Вячеслав Малежик». — «А-а-а, «Черный квадрат»...

Чаще всего артист вспоминает, как его спутали с Юрием Лозой и просили исполнить песню «Плот», но в этот раз почему-то не стал. И зря! Под конец концерта, когда все зрители встали, особо сведущая поклонница в одной из лож закричала: «Как, уже все? А «Плот»?! Малежик, «Пло-о-от»...».


Анна Шестак, Газета "Бульвар Гордона" N 10 06.03.2012