Публикации

"Деление музыки на форматы придумано журналистами"

27 сентября 2012 г.


Имя Вячеслава Малежика вряд ли нуждается в представлении, ведь на его красивых лирических композициях выросло не одно поколение. «Мозаика» и «Провинциалка», «Медвежий угол» и «Лилипутик» давно стали «народными» песнями.

В прошлом году маэстро отметил юбилей большим концертом в Кремле. Но итоги подводить пока рано – Вячеслав полон творческих замыслов и на недостаток вдохновения не жалуется.

«Главное - талант»

Вячеслав, к какому жанру вы относите свои песни?

Откровенно говоря, ни к какому. Деление музыки на какие-то форматы, придумано, скорее, не музыкантами, а журналистами и продюсерами, чтобы было понятно на какую полку ставить твой диск в магазине. Возможно, слово «шансон» в его исконном понимании можно отнести ко мне. В то же время в моих песнях звучат и отголоски группы «Битлз», и советская песня, и бардовская…

В начале 90-х годов люди ошибочно стали называть «шансоном» именно те песни, которые раньше называли просто «блатными». Как Вы, мэтр эстрады, относитесь к этому одному из множества направлений всеобъемлющего жанра?

В то время, когда я начинал выступать на сцене, это слово было привязано, прежде всего, к французской песне. Знаете, для меня главное талант. Даже хулиганская песня может быть интересной. Например, поэт Михаил Танич, создатель известной группы «Лесоповал», делал это блестяще! В начале 90-х, когда коллектив только создавался, я много общался с Михаилом Исаевичем, спорил с ним на тему: нужно ли популяризировать подобные песни в обществе. На что он отвечал: «Это часть нашей жизни и спрятаться от нее невозможно». Вспомните «Одесские рассказы» Бабеля, где главным героем стал Беня Крик – прототип Мишки Япончика? Каким языком они написаны, в какую интересную форму облекаются…

Кстати говоря, я вырос в районе Белорусского вокзала - довольно криминальном месте, но, что интересно, даже курить не научился! А музыкальная школа, где я учился игре на баяне, находилась неподалеку от Бутырской тюрьмы. Правда, в 1962 году, едва научившись играть на гитаре, наряду с песнями солдатскими, студенческими я исполнял и блатные песни… Например, «Идут на Север срока огромные», «Стою я раз на стреме». Несколько лет назад меня позвали в программу Эдуарда Успенского «В нашу гавань заходили корабли», где я спел несколько вещей из этого репертуара. Сегодня, иногда, под настроение, я могу поставить старую пленку с голосом Аркадия Северного.

«Болит душа о Северном Аркаше»

Я не ослышался? Северного?

Да, а что вас так удивляет? Я впервые услышал его песни еще в 70-х годах. Большого творческого обаяния был исполнитель, с интересным тембром, неординарной подачей, энергетикой, которая чувствуется даже сейчас. Я где-то читал, что Аркадия Северного называли «Луи Армстронгом» в блатной песне. В соавторстве с поэтом Александром Смогулом мы даже написали несколько жанровых композиций, посвященных памяти Аркадия Северного. Послушайте одну из них: «Блатняк согреет кровь в любые времена, Блатняк не врет и на балу не пляшет, И пусть теперь пришли другие времена, Болит душа о Северном Аркаше…» Исполнив ее однажды в компании, скажем так, авторитетных «бизнесменов», я услышал их реакцию: «Мы тебе не верим. Это не твое. Зачем исполнять не свой репертуар?» Недавно эту песню услышал популярный шансонье Боба Грек и загорелся идеей, чтобы она прозвучала в исполнении его друга - певца Владислава Медяника. Мне тоже кажется, что ему она подойдет.

Кстати, вам приходилось выступать в исправительных учреждениях?

Несколько раз случалось, но после таких концертов я чувствовал себя буквально опустошенным, болел несколько дней. Как-то в начале 90-х друг позвал меня выступить в тюрьму, в «Матросскую Тишину». Передо мной было всего несколько десятков слушателей. В основном парни от 12 до 16 лет, большинство из которых обвинялись в тяжких преступлениях. Какой там концерт, когда у них впереди суд, и все мысли только о приговоре. Скажу честно, из меня просто всю энергию высосали! Я, совершенно опустошенный, сидел на сцене и спрашивал их: «Ребят, а может, вам не надо петь?» А они отвечали: «Нет, дядя, пойте». Мне очень трудно морально и физически переносить такое. Там даже воздух тяжелый, словно свинцом пропитанный.

Это Россия. Здесь «от тюрьмы и сумы не зарекаются»…

Конечно, все так. Но надо иметь голову на плечах, чтобы не попадать в подобные ситуации, учиться обходить их. Хотя, я понимаю, что все мы под богом ходим…

«А ну, Славка! Сбацай чего-нибудь!»

Какое прозвище у вас было в детстве?

Как производное от фамилии: Малежик – Маля. Еще называли Хилежик - Хилый… Вот последняя, Хилый, прижилась надолго (улыбается).

Наверное, в детстве вы мечтали стать великим баянистом?

Нет, я мечтал стать ученым. Физиком. В школе считался отличным математиком.

Баян и физика…? Интересное сочетание.

Петь я любил с детства. «Летят перелетные птицы», «Одинокая гармонь» — весь послевоенный репертуар. Благодаря этому уже с двенадцати лет меня возили по всевозможным свадьбам и торжествам. Родители рано подметили мою тягу к музыке и решили: «А что? Пускай парень научится на баяне играть! Без куска хлеба точно не останется!

Расскажите о них, пожалуйста?

И матери, и отцу досталась нелегкая доля. Иметь ремесло для них было равносильно счастливой судьбе. Оба они выходцы из крестьянских семей: батя — с Украины, мама - из Тулы. В Москву бежали от голода. Отец, Ефим Иванович, работал шофером. Мама, Нина Ивановна – учительницей. Песни звучала в нашем доме всегда. Жили скромно, если не сказать бедно, даже радиолы ни у кого во дворе не было. Тогда я устраивал «концерты по заявкам» для всей округи. «А ну, Славка! Сбацай чего-нибудь», — кричал какой-нибудь дядя Петя, и я безотказно затягивал под звуки баяна: «Вот кто-то с горочки спустился…» (Смеется).

Увлечение музыкой набирало обороты?

В 1965 году я поступил в Московский институт инженеров транспорта, провалившись до этого по глупости на вступительных экзаменах в МИФИ. Но, нет худа без добра, там я по-настоящему увлекся рок-н-роллом. Вскоре, благодаря записям на «ребрах», (об этом явлении читайте на стр. 45, в рубрике «Рожденные в СССР – прим. ред.) познакомился с Элвисом Пресли, а позднее и с «Биттлз», прочитав разгромную статью об этой группе в журнале «Крокодил». Что может быть вкуснее «запретного плода», да еще в 18 лет? Потом я стал сотрудничать сначала с непрофессиональными коллективами, а спустя годы играл и пел в ансамблях «Пламя», «Голубые гитары», «Веселые ребята»… Как автор-исполнитель я состоялся только в 38 лет, в начале перестройки. До этого чиновники от культуры считали мой голос неподходящим для исполнения советских песен. Узнаваемость, характерный тембр, легкая хрипотца пугали всевозможные худсоветы.

«Привет Вилли Токареву!»

Но в середине 80-х Вы появлялись на ТВ постоянно и песни звучали, как говорится, из каждого утюга… Я сейчас вспомнил такую шуточную вещь «Липа-Липонька». Она была, кажется, посвящена Вилли Токареву?

Не совсем так. После поездки с ансамблем «Пламя» с концертами в Афганистан, я тяжело заболел и оказался в больнице, но почему-то написал за тот невеселый период множество озорных, смешных песен и среди них «Липу-Липоньку». Дело в том, что незадолго до этого я услышал песню Токарева «Люба-Любонька» и моя композиция получилась по мелодике схожей. Дабы меня не обвинили в заимствовании, я указал на конверте пластинки в скобках – «Привет Вилли Токареву!», но ничего личного в смысл не вкладывал. Самое интересное, что песня получилась пророческой. В последнем куплете были такие строчки: «А я Свету полюблю, Липа жди ответа, Счастье я иду искать со Светой на край света…» И, представляете, в это же время Вилли Токарев женился на финалистке конкурса красоты Светлане Ратушинской. Позже музыканты из оркестра Анатолия Кролла рассказывали мне, что Вилли даже обижался, но я и не думал задеть его, абсолютно не подозревал о подобных совпадениях!

Песни Вилли Токарева считаю блестящими. Особенно первый цикл с «Небоскребами», «Нью-Йоркским таксистом» и прочими зарисовками из эмигрантской жизни…

Я слышал такую историю. В конце 80-х годов, в Сочи, вас разыскал начинающий в ту пору Олег Митяев и сказал: «Слава, выручай, я тут пропился, прогулялся до копейки, давай с тобой концерт сделаем в 2-х отделениях, я хоть денег на обратную дорогу заработаю». Это правда?

Да, такой случай был в 1988 году. Мы сделали концерт, и Олег благополучно вернулся. Мне приятно, что Олег помнит об этом, это делает ему честь.

«Надо совершенствоваться, пока живешь»

Вячеслав, на ваш взгляд, человек меняется с возрастом? Знаете, в одном из рассказов Эдуарда Лимонова я прочитал о его встрече с некой графиней, очень старой женщиной, которая в беседе сказала ему: «Эдик, вот ты смотришь на меня и, наверное, думаешь: «Боже, какая же она древняя…» А, ведь, в душе я такая же, как и семьдесят лет назад. Поменялась лишь оболочка, скафандр…»

На мой взгляд, человек меняется с возрастом не только внешне, но и внутренне. Знаете, степень удивления от жизни, восхищения ею, к сожалению, сходит на нет. Есенинская фраза: «Я сейчас скупее стал в желаниях…», к сожалению, работает. У меня есть песня, написанная в соавторстве с поэтом Юрием Ремесником, где есть такие строчки: «Мой возраст – окраина лета. Ущербные луны в окне. Все чаще, все чаще встаю до рассвета. Все реже летаю во сне… Все больше я жизнь понимаю, все меньше я знаю о ней…»

А в судьбу верите?

Наверное, что-то такое присутствует, но к существованию «высшего разума», каким он предстает в астрологии или нумерологии отношусь скорее как к «игре ума». Недавно я прочел книгу Вадима Зеланда «Трансерфинг реальности». Довольно любопытно, хотя мешанина там приличная – и религия, и астрология, и эзотерика... Лет десять назад на одной тусовке ко мне подошел известный астролог Павел Глоба, и, глядя на меня, с видом пророка произнес: «В 45 лет тебя ждет страшная автомобильная катастрофа, тебя соберут буквально по кусочкам, но ты выживешь…» Трудно сказать, хотел он так познакомиться, или им двигало желание предостеречь меня. Но на тот момент мне уже исполнилось 52 года… Поэтому, когда я услышал это «откровение», начал дико смеяться под недоуменным взглядом «звездочета».

Вы действительно выглядите намного моложе своих лет. Придерживаетесь принципов модного сегодня здорового образа жизни?

В СССР был лозунг: «В здоровом теле, здоровый дух!» Я его перевернул: уверен, что здоровый дух обеспечит и здоровое тело. Я не посещаю спортзал. Мое утро начинается с песен. Чтобы проснуться, я начинаю петь. Мои песни в большинстве своем позитивны и несут заряд хорошего настроения, плюс – это отличная дыхательная гимнастика.

Вы много поездили по свету. Какие страны вас особенно поразили?

Конечно, США. Впервые я оказался в Сиэтле, в составе делегации на Олимпиаде. С тех пор был в Штатах раз пятнадцать, но каждый раз страна предстает по-новому. Причем, восприятие Америки очень зависит от того, кто в данный момент является твоим гидом. В начале перестройки много говорили, что американцы и русские очень похожи. По-моему, это абсолютно не так, мы – разные. Что касается природы, то сумасшедшее впечатления произвели острова Карибского бассейна, страны Латинской Америки.

Судя по всему, вы – человек энергичный и не любите пляжный отдых?

Нет, я не люблю пляжный отдых, шоппинг. Это не мое. Мне нравится наслаждаться природой. У нас есть небольшая квартира в Черногории и несколько раз в год я с семьей еду туда, там потрясающие люди, которые с уважением относятся к России.

У вас двое сыновей. Чем они сейчас занимаются?

Старший, Никита, окончил Московский Университет Дружбы Народов, сегодня он взрослый, самостоятельный человек, работает в Газпроме. Младший, Иван, не так давно и, признаюсь, неожиданно, занялся музыкой, что меня, в общем, радует. Подсказок отца он не слушает и сочиняет песни почему-то на английском языке. Я попытался сделать подстрочный перевод. Вижу - неплохо, метафоры интересные, правда, слегка депрессивно. Но подросткам это свойственно, в 16-17 лет человек впервые задумывается о смысле жизни, пытается найти его…

А вы нашли для себя ответ на этот вечный вопрос?

Не могу ответить утвердительно, иначе, наверное, я был бы мудр как Сократ. Но для себя я решил, что надо совершенствоваться, пока живешь, помогать близким, которые живут рядом с тобой и которые будут жить после тебя.

Источник публикации:
http://fest-music.org/istoriyrusskoipesni/sudby/36-malegik.html

Максим Кравчинский, Портал международного музыкального фестиваля "Черная роза". Опубликовано 04.06.2012