Публикации

"Малежик впал в детство"

22 мая 2013 г.


Я узнаю Малежика с закрытыми глазами. Каким образом? Да очень просто — по голосу. На фоне современной «пласт-массовой» эстрады Вячеслав Ефимович — певец штучный. Хотя и немного подзабытый. 21 мая Малежик приезжает в Челябинск — будет возможность что-то послушать, и кое-что вспомнить. А пока — звоню ему в Москву.

— Вячеслав Ефимович, что нового?
— Да вот, впал в детство. Записал цикл песен «Шкатулка, или сказки бабушки Тани».

— Бабушка — это...
— Жена моя, Таня. Как-то собрались мы с моим другом Олегом Завьяловым, пригласили наших жен, и записали несколько детских песен. Сейчас думаю, что с ними делать. Штамповать диски — дело безнадежное, как говориться, работа на склад. Хотелось бы снять мультик, или выпустить телепередачу.

— Один мой знакомый музыкант примерно вашего возраста (Малежику 66 лет) говорит, что новые песни пишет тот, кому не удались старые. Что скажете по этому поводу?
— Да, слышал я эту фразу... некоторые заявляют, что свой «Полонез Огинского» они уже написали. Я думаю, что были у меня и свой «Полонез», и «Чардаш», и «Турецкий марш»... во как завернул! (Смеется).

— Я вот как-то спросил другого знакомого, народного артиста России: «Остались ли у тебя еще какие-то амбиции?». Он посмотрел на меня, как на идиота — какие там амбиции! Все есть, и все было — деньги, слава, звания и ордена...
— Я вот тоже иногда думаю в каком-нибудь аэропорту: и куда это я тащусь с гитарой? У меня все есть, я многое видел и пережил... может быть хватит? Нет, что-то зовет в дорогу...

— Я почти наизусть знаю ваш хит 1982 года. И только вчера прочитал, как на самом деле называется эта песня...
— «200 лет»?

— Она самая.
— Я спорил с автором стихов, что это название не приживется. Что песню будут называть «Цыганка» или «Кукушка», но автор настоял на своем. Ну, да ладно — эта песня, как говориться, отыграла по полной, грех жаловаться.

— В этой песне есть такие слова: «Двести лет цыганка мне жизни нагадала... нагадала б ты мне лучше счастья хоть на год!». Сбылось? Если сложить вместе все счастливые дни, 365 дней наберется?
— Нет, конечно. Счастье — это мгновения. Это — состояние эйфории. Это — легкое опьянение без тяжелых последствий...

— Так, к слову: как дела с алкоголем?
— Отвечу так: а как же!

— В какой форме?
— Как и все музыканты, я через это прошел. До 32 лет я вообще не пил. Потом моя сестра вышла замуж в городе Гагра, и сказала, что я многое потерял в жизни, если не познал вкуса абхазских вин. С тех пор выпиваю, но аккуратно. К напиткам отношусь избирательно, в Москве их никогда не покупаю. Чаще всего привожу вино из-за границы, например, Черногории.

— А как насчет поесть?
— Могу приготовить шикарное блюдо из ничего. Считаю, что в гастрономии главное не компоненты, а как сделано. А делать надо с любовью.

— Приходилось ли вам заниматься халтурой?
— В смысле?

— Писать песни на заказ, к юбилеям каких-нибудь предприятий...
— Было дело. Писал я, например, песню по заказу купцов из Гагры (купцами Малежик называет торговцев с рынков — прим. Авт.). Они мне, правда, не заплатили, но песня ушла в народ. Мне не стыдно — каждый раз, как говориться, изучая предмет, я влюблялся в людей, о которых пел. В Надыме познакомился с потрясающим человеком — Леонидом Семеновичем Чугуновым, с его подчиненными — суровыми, немногословными рабочими русского Севера. Кстати, я и на Шпицбергене был, куда меня только не заносило...

— Мемуары вам пора писать уже...
— Знаешь, я, между прочим, уже третью книжку заканчиваю...

— Да ну!
— Первая называлась «Понять, простить, понять...», вторая — «Портреты и прочие художества». Это стихи, эссе, зарисовки. В очередной книге - «Снег идет сто лет» делаю упор на прозу.

— Я слышал, что в 1987 году вы сказали, что в Челябинск больше ни ногой...
— Это мне хотели дать ногой... Я выступал во Дворце спорта «Юность». В это время в вашем городе работал тренером легендарный футболист Евгений Ловчев. Были в его жизни в ту пору некоторые неприятности. Решил я его со сцены поддержать... Директор дворца устроил мне скандал, чуть ли не политику приплел, пожаловался в «Росконцерт». Я чуть не уволился. Но что прошлое вспоминать?

А почему бы и нет? Ведь в прошлом было столько приятного. В том числе, и песни Малежика. Придем, послушаем?

Алексей Агатов, "Ва-Банкъ в Челябинске" 17.05.2013