Мозаика

В ее первый состав вошли Вячеслав Малежик (гитара, вокал), Ярослав Кестлер (бас), Валерий Хабазин (лидер-гитара), Юрий Чепыжев (клавишные) и Александр Жесты-рев (ударные). После трех лет относительной устойчивости и интенсивной работы по разным клубам и танцплощадкам в группе начинается разлад. В начале 1973 г. Малежик и Чепыжев уходят на профессиональную сцену. Я. Кестлер приглашает ка их место Ованеса Мелик-Пашаева (тогда еще не менеджера и не деятеля шоу-бизнеса, а просто клавишника), а также гитариста Михаила Калашникова и вокалиста Владимира Бахмутова. Состав обещал стать удачным, но распался год спустя. Начались неизбежные перестановки, бесчисленные приходы-уходы, завершившиеся распадом "М." в конце 70-х.

Только в 1980 г. на волне потепления в культуре, связанного с шумихой предолимпийской подготовки, Я. Кестлер решился вновь собрать "Мозаику". На этот раз в группу вошли новые музыканты: Валерий Шморгунов (гитара), Юрий Малистов (вокал), Валерий Ажажа (клавишные) и барабанщик первого состава Александр Жестырев.

Два года спустя они записали первый магнитофонный альбом, позволивший "М." включиться в бурно развивающееся альтернативное музыкальное движение. В 1983 г. А. Жестырева сменил ударник Сергей Востоков. С тех пор особых событий в жизни группы, пожалуй, и не было: она регулярно записывает магнитоальбомы, а с 1986 г. и пластинки, которые пользуются устойчивым, хотя и не слишком сильным интересом у аудитории, снимаются на телевидении, дают концерты. Определенный всплеск интереса к "М." вызвала исполненная Малежиком и ставшая хитом песня "Мозаика", за восемь лет до этого давшая имя группе.

ДИСКОГРАФИЯ.

Магнитоальбомы: "Маскарад" (1982),
"Кольцевая дорога" (1983),
"Букашки" (1985),
"Мозаика" (1985),

Пластинки: "Рубикон" (1986),
"Нет голоса" (1987),
"Пару поддай! (1987),
"Чур, меня!" (1990) - все пластинки ВФГ "Мелодия".

--------------------------------------------------------------------

Андрей Бурлака

"МОЗАИКА"
 
Рок-группа (Москва). Не самая известная, однако достаточно самобытная и интересная, эта группа принадлежала к числу долгожителей столичной рок-сцены: начав свое существование еще в студенческой самодеятельности конца 60-х годов, она, после множества изменений стиля и состава, продолжала выступать и записываться вплоть до начала 90-х годов.
Оригинальный состав "МОЗАИКИ" собрали в декабре 1969 студенты Ярослав Кеслер (бас, вокал) и Вячеслав Малежик, который стартовал как барабанщик, однако, начав сочинять и петь свои песни, переключился на гитару. Оба до этого недолго играли в начальном составе "ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ". Вскоре к ним присоединились известный московский гитарист Валерий Хабазин, клавишник Юрий Чепыжев и, наконец, барабанщик Александр Жестырев. Название группе дала песня Малежика. "МОЗАИКА" репетировала в клубе МГУ, а затем в МИИТе; они активно участвовали в студенческой самодеятельности - в частности, записали музыку к короткометражному игровому фильму команды КВН Московского института инженеров транспорта и играли на танцевальных вечерах. Хабазин вскоре ушел на профессиональную сцену, в середине 70-х годов играл в "САМОЦВЕТАХ", а позднее эмигрировал в Швецию. В составе "МОЗАИКИ" остались четверо. В этот период они были непременными участниками мероприятий клуба "Мелодия и ритм" организованного под эгидой местного комсомола, а после его закрытия, продолжали играть на танцах и выступать на сейшнах. В 1972 они записали несколько своих номеров для Всесоюзного радио, годом позже - по линии молодежных обменов - выступили в Болгарии, однако ужесточение контроля за самодеятельной сценой и необходимость зарабатывать на жизнь привели к тому, что в начале 1973 "МОЗАИКА" пережила первый кризис. Малежик и Чепыжев ушли в филармонию, но Кеслер и Жестырев тут же реанимировали группу, в состав которой был приглашен еще один герой андерграунда, гитарист Михаил "Джеггер" Калашников. Другие вакансии заняли клавишник Ованес Мелик-Пашаев и певец Владимир Бахмутов. К сожалению, этот состав оказался нестабилен и распался, не просуществовав и года. Калашников продолжал кочевать из группы в группу, а Мелик-Пашаев немного позже стал звукооператором "МАШИНЫ ВРЕМЕНИ", с которой работал до 1982, после чего организовал музыкальный центр и группу своего имени, которая была ничем иным, как очередным составом "ВОСКРЕСЕНИЯ". Именно с ней он в 1984 последний раз выходил на сцену как музыкант. В 1974 в "МОЗАИКУ" вернулся разочарованный в профессиональной сцене Юрий Чепыжев, а после того, как в группе появился гитарист и певец Валерий Шмoргунов, Кеслер воплотил в жизнь свою давнишнюю идею, поставив (своими силами!) русскоязычную версию мюзикла Райса и Ллойд-Уэббера Jesus Christ Superstar.
В середине 70-х годов "МОЗАИКА", подобно многим своим современникам, переболела своего рода гигантоманией, выражавшейся в увлечении большими составами, крупными формами и арт-роковой помпезностью. В 1975 они реализовали свой, пожалуй, самый честолюбивый проект, рок-сюиту Кеслера "Мирослава" (как на его собственные стихи, так и с привлечением фрагментов из С. Кирсанова и других современных поэтов). Для постановки была привлечена мощная секция духовых, однако проблемы со звуком и невозможность найти подходящую по параметрам сцену существенно ограничили внимание к этому опусу.
Во второй половине 70-х годов "МОЗАИКА" не один раз обращалась к крупным формам (песенный спектакль "Чем черт не шутит", сюита по мотивам альбома BEATLES Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band), пережила ряд изменений в составе и фактически распалась к началу следующего десятилетия. Тем не менее, когда в 1980 олимпийская идеологическая оттепель позволила многим столичным музыкантам так или иначе легализовать свое творчество, Кеслер, Жестырев и Шморгунов, к которым примкнули Юрий Малистов (вокал) и Валерий Ажажа (клавишные), вновь подняли знамя "МОЗАИКИ". Они участвовали в культурной программе Олимпиады, в 1982 записали свой первый магнитофонный альбом "Маскарад" и - вместе с питерскими "РОССИЯНАМИ" и свердловским "УРФИН ДЖЮСОМ" - с успехом выступили на фестивале "Опус-82" в Вильнюсе. Годом позже Жестырева за барабанами сменил Сергей Востоков.
"МОЗАИКА" относительно благополучно пережила антироковую кампанию середины 80-х годов, выпуская по одному магнитоальбому в год, а после 1986 вернулась к активной деятельности. В 1986 московская "Мелодия" выпустила их первую пластинку "Рубикон"; песни группы прозвучали в телефильме "Витражных дел мастер"; в дальнейшем она продолжала выступать и записываться, несколько раз выезжала за границу, однако значительной роли в отечественном роке уже не играла.

Дискография:
Маскарад (1982)
Кольцевая дорога (1983)
Букашки (1985)
Мозаика (1986)
Рубикон (Фирма Мелодия, LP, 1986)
Нет голоса (Фирма Мелодия, LP, 1987)
Пару поддай! (Фирма Мелодия, LP, 1987)
Чур меня! (Фирма Мелодия, LP, 1990)